Паспорт программы
лагеря с дневным пребыванием детей
МКОУ «Солдатско-Степновская СШ
в период летних каникул июнь 2025 года
Наименование
программы
Учреждение
Комплексная программа организации летнего отдыха,
оздоровления и занятости детей «Орлята России»
МКОУ «Солдатско-Степновская СШ»
Юридический
адрес
404082,Волгоградская область, Быковский
муниципальный район, село Солдатско-Степное, ул.
Мира, д.23
02.06.2025-27.06.2025
Срок
реализации
Целевая группа Воспитанники пришкольного оздоровительного лагеря
7-12 лет (в количестве 70 человек)
Цель
Цель – развитие социально-активной личности ребёнка на
программы
основе духовно-нравственных ценностей и культурных
традиций многонационального народа Российской
Федерации.
Задачи
➢ содействовать развитию у ребёнка навыков
программы
социализации, выстраивания взаимодействия
внутри коллектива и с окружающими людьми
посредством
познавательной,
игровой
и
коллективной творческой деятельности;
➢ познакомить детей с культурными традициями
многонационального
народа
Российской
Федерации;
➢ формировать положительное отношение ребёнка и
детского коллектива к духовно-нравственным
ценностям: Родина, семья, команда, природа,
познание, здоровье;
➢ способствовать развитию у ребёнка навыков
самостоятельности:
самообслуживания
и
безопасной жизнедеятельности;
➢ формировать интерес ребёнка к дальнейшему
участию в программе социальной активности
учащихся начальных классов «Орлята России» и
проектах Российского движения школьников.
Направления
деятельности,
направленность
программы
Ожидаемые
результаты
•
•
•
•
•
•
правовая и профилактическая;
спортивно - оздоровительная;
экологическая;
патриотическая;
социально – значимая;
досуговая деятельность.
➢ положительное отношение ребёнка к духовнонравственным ценностям: Родина, семья, команда,
природа, познание, спорт и здоровье;
➢ получение ребёнком положительного опыта
взаимодействия друг с другом и внутри
коллектива;
➢ проявление ребёнком интереса к различным видам
деятельности (творческой, игровой,физкультурнооздоровительной, познавательной);
➢ проявление
ребёнком
базовых
умений
самостоятельной
жизнедеятельности:
самообслуживание, бережное отношение к своей
жизнии здоровью, безопасное поведение.
Раздел I. Введение
В современной России воспитание подрастающего поколения находится в зоне особого
внимания государства. Формирование поколения, разделяющего духовно- нравственные
ценности российского общества, является стратегической задачей на современном этапе,
что отражено в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до
2025 года (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2015 г. № 996-р).
В школьном возрасте ребенок не только осваивает новые социальные роли и виды
деятельности – это благоприятный период для усвоения знаний о духовных и культурных
традициях народов родной страны, традиционных ценностей, правил, норм поведения,
принятых в обществе. «Знание школьником социальных норм и традиций, понимание
важности следования им имеет особое значение... поскольку облегчает его вхождение в
широкий социальный мир, в открывающуюся ему систему общественных отношений»
Формирование социально-активной личности школьника в рамках данной программы
основывается на духовно-нравственных ценностях, значимых для его личностного
развития и доступных для понимания: Родина, семья, команда, природа,познание, здоровье.
Смена в детском лагере является логическим завершением участия школьников в
годовом цикле Программы развития социальной активности «Орлята России»,
«Содружество Орлят России» и реализуется в период летних каникул.
В рамках смены происходит обобщение социального опыта ребят по итогам их участия в
годовом цикле Программы «Орлята России», «Содружество Орлят России».
Игровая модель и основные события смены направлены на закрепление социальных
навыков и дальнейшее формирование социально-значимых ценностей, укрепление
смыслового и эмоционального взаимодействия между взрослыми и детьми, подведение
итогов и выстраивание перспектив дальнейшего участия в Программе «Орлята России»,
«Содружество Орлят России» или проектах Российского движения школьников на
следующий учебный год.
Организованное педагогическое пространство летнего лагеря является благоприятным
для становления личности школьника и формирования детского коллектива благодаря
следующим факторам:
- интенсивности всех процессов, позволяющих ребёнку проявитьсвои индивидуальные
особенности;
- эмоциональной насыщенности деятельности;
- комфортно
организованному взаимодействию в
уже сложившемся
коллективе или новом для ребёнка временном детском коллективе;
- возможности для проявления ребёнком самостоятельной позиции.
Методической основой программы смены является методика коллективной
творческой
деятельности.
Коллективно-творческая деятельность – это совместная деятельность детей и
взрослых, направленная на развитие навыков социального взаимодействия, творческих
способностей и интеллекта, а также формирование организаторских способностей
каждого участника деятельности.
Смысл методики состоит в том, что ребята учатся коллективному общественному
творчеству. Основное правило:«Всё – творчески, иначе зачем?» За долгие годы придумано
множество коллективных дел на пользу людям, которые можно реализовать в своём классе
и школе. В них участвует весь детский коллектив: деление на выступающих и
слушающих, на актив и пассив исключается. Методика коллективной творческой
деятельности даёт исключительно высокий педагогический эффект – на ней успешно
повзрослели сотни тысяч ребят. В системе лагерной смены коллективно- творческие дела
проводятся с чередованием разных видов творческой активности детей.
В основу коллективной творческой деятельности положены три основных
идеи:
дело должно быть направлено на решение каких-либо образовательных,
воспитательных задач, улучшение условий жизни, принесение пользы обществу;
работа
носит коллективный
характер, базируется на
совместном проведении
и включает взаимодействие детей и взрослых;
деятельность должна быть необычной, непохожей на иные, и помогать в раскрытии
природного потенциала детей.
Любое мероприятие, основанное на трёх ключевых идеях коллективно- творческой
деятельности, организуется согласно следующему алгоритму:
- замысел коллективно-творческой деятельности: основан на целеполагании, то есть в
его основе лежат воспитательные цели, которых требуется достичь в ходе коллективной
творческой деятельности.
- планирование деятельности: носит коллективный характер, то есть все этапы
деятельности планируются и утверждаются при согласии всех участников;
- подготовка деятельности: в зависимости от вида деятельности и еёцелевого назначения
происходит распределение ролей и обязанностей между всеми участниками деятельности;
- проведение
коллективно-творческой деятельности: осуществляется в процессе
совместного творчества в выбранной деятельности, ориентированной на достижение
конкретной цели и решение определённых задач;
- анализ результатов деятельности: ориентирован на выработку у детей навыков
рефлексии. Происходит обсуждение результатов проделанной работы, подводятся её
итоги. Данный этап должен быть эмоционально насыщенным;
закрепление данного опыта и создание возможностей его дальнейшего использования в
педагогической практике.
Игровые технологии
Игровые технологии – это организованный процесс игровой коммуникации (общения)
субъектов (общностей) с целью осуществления воздействия наобъект совместной игровой
деятельности. Результаты использования игровых технологий: совместный труд души
(переживания, сочувствие, солидарность), совместный труд познания (взаимопонимание в
ходе освоения законов развития мира природы и человеческого общества), совместная
радость поиска и открытия непознанного ранее (И. И. Фришман, Игровые технологии в
работе вожатого).
Особенности игровых технологий. Все следующие за дошкольным возрастом периоды
со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст – учебная
деятельность, средний – общественно полезная, старший школьный возраст – учебнопрофессиональная) не вытесняют, а продолжают игру, усложняя ее по мере развития
ребенка. Оптимальное сочетание игры с другими формами учебно-воспитательного
процесса – одна из самых сложных задач в педагогической практике. Развивающий потенциал
игры заложен в самой её природе. В игре одновременно уживаются добровольность и
обязательность, развлечение и напряжение, мистика и реальность, обособленность от
обыденного и постоянная связь с ним, эмоциональность и рациональность, личная
заинтересованность и коллективная ответственность. Педагогическая ценность игры
заключается в том, что она является сильнейшим мотивационным фактором, при этом
ребёнок руководствуется личностными установками и мотивами. Игра позволяет также
проигрывать отношения, существующие в человеческой жизни. Именно игровая ситуация
с её многоплановым уровнем, с возможностью вхождения в роли, недоступные в
обыденной реальности, позволяет ему углублять восприятие Другого и даёт возможность
говорить с собой на разных языках, по-разному интерпретируя свое собственное «я».
Игровая технология строится как целостное образование, объединённое общим
содержанием, сюжетом, персонажем. В неё включаются последовательно игры и
упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки
предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по
определённым признакам; группы игр, в процессе которых у младших школьников
развивается умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр,
воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух,
смекалку и др.
Раздел II. Краткая характеристика детей-участников программ летних смен
Участниками становятся обучающиеся 1-6 классов общеобразовательных организаций, в
течение учебного года принимавшие участие в реализации Программы развития
социальной активности учащихся начальных классов «Орлята России», «Содружество
Орлят России».
Раздел III. Понятийный аппарат
Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовнонравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся
чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей
среде. (Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации
Социальная активность школьника – способность ребёнка включаться в специфические
для его возраста виды деятельности, которые способствовали бы получению результатов,
значимых для других и для себя (в плане становления социально значимых черт
личности). В содержательном плане она проявляется в исполнительности и элементах
инициативы, когда ребёнок включается в решение тех или иных задач, которые могут
быть оценены с точки зрения ценности для общества, а главным образом для становления
качеств личности, знаний и умений самого ребёнка.
Событийность – это принцип, предполагающий, что для эффективного воспитания
необходимо повседневную, будничную жизнь детей насыщать яркими, запоминающимися
ему событиями, которые были бы привлекательны для детей и обладали бы при этом
достаточным воспитательным потенциалом.
Педагогическое событие – момент реальности, в котором происходит личностноразвивающая, целе- и ценностно-ориентированная встреча взрослого и ребёнка, их
событие.
Коллективное творческое воспитание – это система работы, строящаяся на основе
отношений творческого содружества воспитателей и воспитанников как старших и
младших товарищей.
Коллективно-творческая деятельность – это совместная деятельность детей и
взрослых, направленная на развитие навыков социального взаимодействия и творческих
способностей каждого участника деятельности, интеллектуальное развитие, а также
формирование организаторских способностей.
Коллективно-творческие дела – это один из типов форм организации воспитательной
деятельности, основное средство современной методики воспитания. Их важнейшие
особенности: практическая направленность, коллективная организация, творческий
характер.
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в
инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности
за свою деятельность и поведение
Детский коллектив – группа детей, в которой создаётся система высоконравственных и
эстетически воспитывающих общественных отношений, деятельности и общения,
способствующая формированию личности и развитию индивидуальности каждого её
члена.
Ценность – значимость для людей тех или иных объектов и явлений.
Ценностные основания, рассматриваемые в рамках реализации программы: Родина,
семья, команда, природа, познание, здоровье.
Игра – важнейший вид самостоятельной деятельности детей, способствующий их
физическому, психологическому, нравственному развитию.
Раздел IV. Целевой блок
Цель – развитие социально-активной личности ребёнка на основе духовно-нравственных
ценностей и культурных традиций многонационального народа Российской Федерации.
Задачи:
содействовать развитию у ребёнка навыков социализации, выстраивания взаимодействия
внутри коллектива и с окружающими людьми посредством познавательной, игровой и
коллективной творческойдеятельности;
познакомить
детей
с
культурными
традициями
многонационального
народа Российской Федерации;
формировать положительное отношение ребёнка и детского коллектива к духовнонравственным ценностям: Родина, семья, команда, природа, познание, здоровье;
способствовать развитию у ребёнка навыков самостоятельности: самообслуживания и
безопасной жизнедеятельности;
формировать интерес ребёнка к дальнейшему участию в программе социальной
активности учащихся начальных классов «Орлята России» и проектах Российского
движения школьников.
Предполагаемые результаты программы:
положительное отношение ребёнка к духовно-нравственным ценностям: Родина, семья,
команда, природа, познание, спорт и здоровье;
получение ребёнком положительного опыта взаимодействия друг с другом и внутри
коллектива;
проявление ребёнком интереса к различным видам деятельности (творческой, игровой,
физкультурно-оздоровительной, познавательной);
проявление ребёнком базовых умений самостоятельной жизнедеятельности:
самообслуживание, бережное отношение к своей жизни и здоровью, безопасное
поведение.
При построении педагогического процесса для школьников в летнем лагере необходимо
учитывать следующие принципы:
принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей школьников при выборе
содержания и форм деятельности;
принцип событийности общелагерных дел и мероприятий, т.е. значительности и
необычности каждого события как факта коллективной и личной жизни ребёнка в детском
лагере;
принцип включения детей в систему самоуправления жизнедеятельностью детского
коллектива, направленный на формирование лидерского опыта и актуализацию активного
участия в коллективных делах;
принцип конфиденциальности в разрешении личных проблем и конфликтов детей,
уважения личного мира каждого ребёнка.
Раздел V. Модель смены
Смена в детском лагере длится 14 дней и включает в себя три периода: организационный
(1 и 2 дни смены), основной (с 3 по 12 дни смены),
итоговый (13 и 14 дни смены).
Модель смены имеет одинаковую структуру для лагерей всех уровней и выглядит
следующим образом:
Таблица №1 «Модель смены»
1 этап
2 этап
3 этап
Организационны
йпериод смены Основной период смены
4 этап
5 этап
Итоговый
период
смены
Старт
смены. Реализация Подготовка и Выход
из Подведение
Ввод в игровой игрового
реализация игрового
итогов
сюжет
сюжета
коллективно- сюжета
смены.
творческого
Перспективы
дела
на
(праздника)
следующий
учебный год.
Инвариантной составляющей содержания программы, обязательной для смен всех
уровней, является работа с Государственными символами Российской Федерации и
ценностными ориентирами – Родина, семья, команда, природа, познание, здоровье.
Данная работа происходит за счёт реализации ключевых дел смены, режимных моментов,
игрового сюжета, разговора с детьми и собственного примера педагогического коллектива
лагеря.
Вариативность программы заключается в возможности дополнения её региональным
компонентом того или иного субъекта Российской Федерации.
Раздел VI. Система диагностики результатов
Система диагностики результатов программы состоит из мнения педагогов,
непосредственно реализующих программу, детей-участников программы и мнения
независимых взрослых.
Индикаторами диагностики программы являются:
- проявление ценностного отношения к Родине и Государственным символам РФ, семье,
команде, природе, познанию, здоровью;
- проявление ребёнком интереса к предлагаемой деятельности;
- приобретение ребёнком знаний и социального опыта;
- положительное эмоциональное состояние детей;
- позитивное взаимодействие в команде, коллективе.
Для оценки программы со стороны детей рекомендуется применять методы игровой
диагностики, так как они наиболее соответствуют особенностям развития детей младшего
школьного возраста и показывают максимально точный результат – полученные ребёнком
знания и опыт, их мнение, эмоции, реакцию и отношение к конкретной ситуации.
Представленные ниже примеры методов игровой диагностики являются рекомендуемыми и
могут быть дополнены вариантами из собственного педагогического опыта.
Таблица №2 «Примеры методов игровой диагностики»
Индикатор
Название и описание методов игровой диагностики
Проявление
«Персонаж»
социально значимых Детям предлагается выбрать себе персонажа из
качеств ребёнка и его сказки/былины/песни и др. на кого он похож сейчас, и
ценностное
на кого он хотел бы равняться, и пояснить свой выбор
отношение к Родине и (чем отличаются персонажи, что понравилось в
Государственным
персонаже, на которого хочется равняться)
символам РФ, семье, «Цветик-семицветик»
команде,
природе,
познанию, здоровью
Ребятам предлагается нарисовать цветик-семицветик и
написать на нём 7 своих пожеланий (предварительно
пронумеровав каждый лепесток). В зависимости от
того,
что
ребёнок
написал,
педагог
может
классифицировать пожелания детей: для себя, для
родных
и
близких, для своих
друзей/одноклассников/отряда, для малой Родины, для
страны, для всего народа, мира. Анализируя перечень
пожеланий,
можно
определить
направленность
личности ребёнка.
«Одна картинка – два ответа»
Детям предлагаются различные картинки с ситуациями
(представленные на экране или распечатанные),
отражающие качества человека или какие-либо
ценности, и варианты ответов: «согласен»,
«не согласен». После того, как ребята выбрали ответ,
педагог просить пояснить, почему они выбрали ту или
иную позицию.
Проявление ребёнком «Если бы я был волшебником»
интереса
к Детям предлагается сыграть в игру «Если бы я был
предлагаемой
волшебником», и подумать, какой день или какие
деятельности
события смены они бы хотели прожить ещё раз
(вернуться назад и узнать больше).
«Интересный вагон»
Из бумажных/картонных вагончиков педагог составляет
своеобразный поезд. Детям предлагается выбрать
персонажа/человечка и прикрепить его к определенному
вагончику (как бы поместить его туда). Вагончики
подписаны: здесь могут быть спортивные игры и
соревнования, изготовление поделок и сувениров,
танцевальные
мастер-классы,
интеллектуальные игры и другие яркие, эмоциональные
или содержательные события смены. Таким образом
ребята смогут увидеть, у кого из отряда такие же
интересы, как и у них, а педагог может зафиксировать
наиболее результативные дела как на уровне отряда, так
и на уровне лагеря.
13
»
«Живая анкета»
Детям предлагается ряд вопросов/утверждений (они
могут быть как серьёзные, так и шуточные, с подвохом),
на которые можно будет ответить по- разному:
1 вариант: все, кто согласен, хлопают, кто не согласен –
топают;
2 вариант: встают несколько ребят, и каждый из них
представляет какой-то определенный ответ на вопрос.
Их задача – сосчитать, сколько раз им хлопнули по
ладошке. Задача ребят в зале – подбежать и «дать пять»
тому человеку, с ответом которого он согласен.
Полученные ребёнком«Чудо-дерево»
Детям предлагается создать «чудо-дерево» по итогам
знания
и социальный опыт
прожитого дня. Цвет листьев нужно выбрать в
соответствии с теми новыми знаниями, которые они
получили.
Знания
Листья
«Получил новые
зелёного знания, узнал для
цвета
себя много
интересного»
Листья
жёлтого
цвета
- «Не вся
информация для
меня была новой»
- «Некоторая
информация для
меня была новой»
Опыт
«Научился чему-то
новому»
- «Что-то я умел
уже раньше»
- «Что-то я
попробовал сегодня
впервые»
Листья
«Уже всё знал,
«Всё, что я
красного никакой новой
попробовал сделать
цвета кубик»
информации не
– уже умел»
«Кидаем
получил»бросить кубик и рассказать, что
Детям предлагается
14
он запомнил после того или иного дела, используя то
число слов/фраз, какое выпало на кубике.
«Сто к одному»
Дети разбиваются на небольшие команды или играют
каждый за себя, если в отряде небольшое количество
человек. Педагог задает вопросы по всему пройденному
во время смены материалу: правилам, информации,
мероприятиям,
играм,
конкретным
ситуациям,
творческим делам. Задача участников –как можно
точнее вспомнить событие и ответить навопросы.
Эмоциональное
состояние детей
15
«Живая картина»
Детям предлагается создать «живую картину» под
музыку. Каждый ребёнок пробует изобразитьмелодию,
как он её чувствует – начинает один, остальные
произвольно присоединяются. В итоге получается
единый движущийся сюжет, где задействованы все
ребята.
«Наш отрядный рецепт»
Ребятам предлагается создать воображаемое блюдо и
каждому
внести
собственный
ингредиент,
соответствующий своему эмоциональному состоянию.
Ингредиенты могут быть представлены в виде
различных картинок, чтобы
наглядно
продемонстрировать полученный «рецепт дня» (это
может быть что-то сладкое, горькое, солёное, острое,
приятное и т.д.).
«Цветной сундук»
Детям выдается большой лист бумаги с изображением
сундука и предлагается его раскрасить. Каждый
выбирает для раскраски какой-то элемент изображения и
цвет в зависимости от самочувствия. Оранжевый – если
они хорошо себя чувствуют, нашли друзей и готовы
принимать участие в событиях; голубой – если всё
хорошо, но есть что-то, что им не совсем нравится;
фиолетовый – если им скучно и хочется домой.
Взаимодействие
в «Золотая коллекция»
команде, коллективе Детям предлагают каждому взять по три разных медали
и вручить их:
тому, кому хочется сказать спасибо за сегодняшний
день;
тому, кто стал твоим другом и поддержит тебя в любой
момент.
«Кругосветное путешествие»
Детям предлагается каждому лично на листочке
написать, кого бы из ребят он взял с собой в
кругосветное путешествие, зачем бы они туда поехали и
какие предметы им бы там пригодились.
«Я и моя команда»
Детям предлагается на общей картине расположить
человечка со своим именем, там, где он считает нужным
(с кем-то рядом, в центре событий, или отдельно от
всех). Затем ребята могут поделиться своим выбором
места.
Метод классической социометрии:
https://lugovskayashkola.ru/zabolevaniya/sotsiometriyaklassa-dlya-mladshih-shkolnikov-obrazets.html
Для оценки программы со стороны педагогов рекомендуется проведение
педагогического совещания по итогам реализации смены.
Вопросы педагогического совещания соотносятся с предполагаемыми результатами
программы и индикаторами диагностики, представленными выше. Кроме того, для
педагогов важно увидеть проявление ребёнком базовых умений самостоятельной
жизнедеятельности: бережное отношение к своей жизни и здоровью, самообслуживание,
безопасное поведение. Рассматриваются данные вопросы как по каждому ребёнку, так и
по коллективу в целом. Качественный анализ смены даёт дополнительные материалы для
грамотного планирования педагогом своей деятельности в рамках Программы «Орлята
России» на следующий учебныйгод.
16
Проходить итоговое педагогическое совещание может в разных формах: конференция,
круглый стол, дискуссия, с использованием творческих или игровых приёмов. Пример
использования игровых элементов в рамках итогового совещания: перед педагогическим
коллективом находится игровое поле «Морского боя». Команды педагогов по очереди
делают ход и выбирают определённую клетку на поле. За каждой клеткой скрывается
задание или вопрос, необходимый для анализа деятельности.
Оценка реализации программы со стороны внеотрядных педагогов/родителей может быть
проведена следующим образом:
1 вариант – оценка реализуемых дел смены со стороны старшего
вожатого/методиста/наставника, где оценивается качество дела и его содержание,
качество работы педагога, включённость детей в процесс и др.;
2 вариант – обратная связь о смене в форме анкеты со стороны родителей (законных
представителей) детей;
3 вариант – обратная связь со стороны педагогов-психологов, работающих в смене с
детьми, педагогами и родителями.
Результативность программы обязательно должна быть оценена со стороны детейучастников и педагогов, реализующих программу. Оценка со стороны взрослых
проводится на усмотрение организации, реализующей смену. Для получения наиболее
качественных результатов диагностики в ней должны принять участие 98-100% детей и
педагогов.
15
Пояснительная записка смены пришкольного лагеря
Программа составлена с использованием Методического пособия
«Программы смен «Содружество Орлят России» для проведения в детских лагерях
Российской Федерации, авторы: А.В. Джеус, Л.В. Спирина, Л.Р. Сайфутдинова, О.В.
Шевердина,Н.А. Волкова, А.Ю. Китаева, А.А. Сокольских, О.Ю. Телешева. г. Краснодар.
«Новация».2022 г.
Программа смены предполагает подготовку и реализацию коллективного творческого
дела, согласно всем шести этапам КТД (по И. П. Иванову): совместное создание взрослыми
и детьми большого общего Праздника в рамках игровой модели смены. Данный подход
позволяет соблюсти оптимальное соотношение видов деятельности, заранее придуманных
и структурированных взрослыми, и произвольных активностей, что обеспечивает
реализацию детских инициатив, творчества, идей и замыслов.
Введение
Смена в пришкольном лагере для обучающихся становится своеобразным итогом
учебного года, праздником лета. В рамках смены дети закрепляют полученный в течение
учебного года опыт совместной деятельности.
Содержание данной смены реализуется в классе - отряде, находящемся в пришкольном
лагере. Поскольку ребята являются участниками программы «Орлята России»,
«Содружество Орлят России», предполагается, что они стремятся жить по законам и
традициям содружества «орлят», исполняют «орлятские» песни и стремятся к
проявлению качеств настоящего «орлёнка».
Смена в пришкольном лагере основывается на игровой модели «Путешествие в
Страну Маленьких и Великих Открытий». Данная игровая модель обусловлена
возрастной категорией детей-участников смены — 7-12 лет — и временными рамками
(дети находятся в лагере неполный день). Для каждого дня придумывается целостный
игровой сюжет, в соответствии с которым в каждом дне определены два ключевых дела
— одно на уровне отряда и одно на уровне лагеря. Всё остальное время расписано с
учётом режима, обязательно включает в себя утреннюю зарядку, подвижные игры и
прогулки на свежем воздухе. При наличии свободного времени в программу можно
добавлять экскурсии, посещение творческих студий, музеев, библиотек, парков,
кинотеатров, а также мероприятия, связанные с региональными компонентами и
тематикой дня.
При реализации программ летних смен рекомендовано учитывать те памятные даты,
государственные и национальные праздники Российской Федерации, которые выпадают в
период реализации летних смен.
16
Рекомендуемый режим дня:
08.30-09.00
зарядка
–
Сбор
детей, Выполнение
традиционного
комплекса
физических
упражнений,
танцевальная
разминка и разучивание флешмоба
«Содружество Орлят России».
09.00-09.15 – Утренняялинейка Перекличка , информация о предстоящих
событиях дня, поднятие государственного
флага РФ с исполнением
гимна РФ, разучивание орлятских песен.
09.15-09.45 – Завтрак
Начинается с
творческой презентации
меню,
которая
включает
информацию
о пользе продуктов.
Данная презентация может звучать по радио.
09.45-12.00 – Работа по Рекомендуется разделить работу на два
программе лагеря, по плану занятия по 45 минут с перерывом междуними
отрядов,
общественно- в полчаса, или на 45 минут и 60 минут с
полезный труд, работа кружков перерывом между ними в 15 минут.
и секций
Обязательно чередование спокойного и
активного видов деятельности.
12.00-13.00 –
Рекомендуются подвижные игры и
Игры на свежем воздухе
прогулки на
свежем
воздухе,
принятиесолнечных ванн.
13.00-13.30 – Обед
Знакомство отрядов
с
меню,
представленным на обед. Прием пищи.
13.30-14.30 – Игры по
В это время дети могут поиграть в спокойные
интересам
настольные
игры,
почитать
книги,
порисовать.
Кроме того, педагог может использовать
это время для подведения с детьми итогов
дня, проведения анализа.
14.30 – Уход домой
-
17
Игровая модель смены.Описание игровой модели смены
В основе игровой модели смены лежит путешествие ребят в неизвестную Страну
Маленьких и Великих Открытий (далее – Страна Открытий, Страна). Путешествовать по
неизвестным местам возможно только сплочённой командой, поскольку жителям этой
Страны требуется помощь. Поэтому задача ребят – создать такую команду, успешно пройти
все испытания, составить карту Страны и таким образом помочь жителям сохранить их
главные сокровища.
Каждый день начинается с нового открытия – новой локации Страны Открытий.
Путешествовать по Стране и открывать тайны помогают её невидимые жители, которые
общаются с ребятами при помощи книги. Для педагога книга является инструментом
поддержки игрового сюжета. От лица невидимых жителей педагог предлагает ребятам
поучаствовать в том или ином событии, отвечает на их вопросы, даёт подсказки в виде
элементов карты Страны, по которой ребята путешествуют.
Погружение в игровую модель начинается с первых дней смены. Ребята получают
информацию о лагере, его территории, а также своей командой путешественников
представляют творческую «визитку» и знакомятся с другими ребятами. По итогам первых
двух дней смены ребята находят волшебную книгу, которая становится их гидом в
путешествии. На первой странице книги они видят послание от жителей Страны, в
котором ребят просят о помощи: «...для того, чтобы страна Маленьких и Великих
Открытий существовала долго и о ней никто не забыл, а жители и их друзья были
счастливы, необходимо раскрыть все её тайны». Остальные страницы – чистые. Однако
«волшебным образом» книга будет помогать ребятам общаться с жителями Страны. Этой
книге можно задать вопрос, и она ответит, а может наоборот, сама дать небольшое задание
или поручение, пригласить ребят в игру или на экскурсию, дать подсказки, которые
направят ребят к разгадкам тайн. Чтобы путешествие было успешным, необходимо всем
вместе договориться о правилах, которые нужно выполнять, и познакомиться с
традициями Страны, в которую отправляются путешественники (тематический час отряда
«Открывая страницы интересной книги», который проходит во второй день смены).
На протяжении основного периода смены ребята постепенно раскрывают тайны,
знакомятся с играми, легендами, забавами, традициями, народными промыслами, узнают
о величии природного и национального богатств Страны.
День летит за днём, и путешествие подходит к завершению. А с ним и вопросы: смогли
ли ребята помочь жителям Страны Маленьких и Великих Открытий, получилось ли
собрать карту этой страны, можно ли теперь назвать отряд настоящей командой? И что
это за Страна, по которой они путешествовали столько дней? На эти вопросы ребята
отвечают вместе со своим вожатым/учителем в рамках дел десятого тематического дня
смены. Ребята ещё раз вспоминают, как и где они путешествовали, собирают части карты
воедино и приходят к выводу, что всё это время путешествовали по родной России. А
невидимые жители, которые оставляли им свои послания – это их друзья, их семьи и
жители России. И вот, разгадав все тайны, которые скрывались в волшебной книге, ребята
готовы к новым свершениям.
Ярким моментом завершения смены становится совместно организованный праздник.
Подводя итоги смены, ребята вспоминают о своём удивительном путешествии, о
знакомстве и общении с невидимыми жителями, о раскрытых тайнах и загадках, которые
скрывала в себе волшебная книга, а также о совместном празднике. И чтобы всегда
18
вспоминать и радоваться интересно прожитому лету, ребятам предлагается сделать
афишу-коллаж, которую они разместят в классе в своём орлятском уголке.
Система мотивации и стимулирования детей
Главной мотивацией участия детей в игре-путешествии выступают элементы карты,
которые отряд собирает на протяжении всей смены. По итогам путешествия ребята
складывают их воедино. Ведения отдельной рейтинговой таблицы не требуется, так как
деятельность отрядов не предполагает конкуренции. За участие в отдельных конкурсах,
соревнованиях, играх отряды могут получать дипломы и грамоты, а при необходимости и
возможности – сладкие призы.
Индивидуальная система стимулирования участника смены может быть разработана и
введена на усмотрение педагога, работающего с отрядом. В качестве рекомендаций:
ребёнка можно награждать индивидуально грамотами, дипломами, небольшими медалями
за конкретные достижения.
Система самоуправления
В основу детского самоуправления поставлен деятельностно- ориентированный подход,
при котором вначале педагог определяет объём деятельности, который следует разделить
с ребятами, и лишь затем формируется детское сообщество, способное реализовывать эту
деятельностьсовместно со взрослыми.
Принципы детского самоуправления:
добровольность;
включённость в процесс самоуправления всех групп детей;
приоритет развивающего начала для ребёнка;
повсеместное присутствие (участие ребёнка в принятии всех решений, касающихся его, с
учётом степени его социализации в коллективе, возрастных и психологических
возможностей); доверие
(предоставление детямбольшей свободы
действий,
увеличение зоны их ответственности); открытость, честность взрослых в общении с
детьми и недопущение использования детей в качестве инструмента достижения
собственных целей; ориентация на результат.
Для оптимизации процесса детского самоуправления в смене предлагается ввести
систему чередования творческих поручений (далее – ЧТП), основанную на двух простых
правилах: «от меньшего к большему» и «от простого к сложному». Система ЧТП
строится на разделении отряда на микрогруппы для выполнения творческих заданий и
поручений, благодаря которым каждый ребёнок сможет проявить свои способности в
различных видах деятельности.
Согласно игровой модели в начале смены ребята договариваются о том, как назвать
отряд, что может быть представлено на эмблеме их отряда, предлагают варианты того, что
может быть включено в творческую визитку. Дальше в играх на сплочение ребята
принимают ответственность за свои решения и за решения команды. Попадая в Страну
Маленьких и Великих Открытий, ребята знакомятся с правилами её жителей,
объединяются в микрогруппы для решения общих задач, которые им предлагают (здесь
могут быть представлены как творческие, так и рутинные поручения, которые
реализуются на протяжении смены). В завершение смены ребята берут на себя посильные
роли в организации общего праздника.
Для решения задач, которые стоят перед ребятами, формируются микрогруппы по 3-5
человек. В процессе смены педагогу важно координировать формирование микрогрупп
таким образом, чтобы каждый ребёнок попробовал себя в разных ролях.
19
Таким образом, детское самоуправление проявляется в деятельности микрогрупп,
посильной самостоятельности в принятии решений, выполнении тех или иных поручений
и сопровождается взрослыми на протяжении всей смены. Примеры различных поручений
представлены в сценариях ключевых дел смены.
Содержание программы смены по периодам
Содержание программы предполагает описание ключевых дел смены, которые
рекомендованы к реализации, так как именно они поддерживают игровую модель.
Педагогический коллектив лагеря может добавлять или разнообразить формы
проводимых дел любого тематического дня при условии, что они будут представлены и
реализованы в единой логике содержания всей программы и смысла игрового сюжета.
Обязательным условием является неведение участников относительно ожидающих их
событий: каждое утро, открывая новые страницы волшебной книги, ребята вместе со
своим вожатым/учителем находят новые задания, подсказки и приглашение к
продолжению путешествия в следующий тематический день.
Организационный период (1-2 дни смены) – орлята собираются вместе после учебного
года, чтобы познакомиться и интересно и познавательно провести время.
Задачи организационного периода:
- адаптация участников смены, знакомство с правилами лагеря,распорядком дня;
- знакомство с территорией, историей и инфраструктурой лагеря;
- знакомство со всеми участниками смены в форме творческихвизиток отрядов;
-знакомство с содержанием программы смены (ввод в игровой сюжет, информирование
детей об их возможностях в смене).
Формы
ключевых Краткое описание
событий и дел
1-й день смены. Организационный период. Формирование отрядов.
Игровой час «Играю я – Включает в себя проведение игр или игровых
играют друзья»
программ на
взаимодействие,
командообразование, сплочение, выявление
(уровень отряда)
Приложение 1
лидера, создание благоприятного эмоционального
фона в коллективе; при необходимости игры на
знакомство или закрепление имён.
Ссылка
на
материалы
дела:
https://disk.yandex.ru/i/LCD7UTT6EeASMg
20
21
Общий сбор участников
«Здравствуй, лагерь»
(уровень лагеря)
Приложение 2
Официальный старт смены – открытие с поднятием
государственного флага РФ и исполнением гимна
РФ, творческим номером, приветственной речью
начальника лагеря. Знакомство участников смены с
территорией лагеря, основными правилами и
распорядком дня, ключевыми людьми, к которым
можно обращаться в течение смены.
Ссылка
на
материалы
дела:
https://disk.yandex.ru/i/VNVJHNYPrlA3iQ
2-й день смены. Погружение в игровой сюжет смены.
Творческая встреча орлят Знакомство отрядов друг с другом, творческая
«Знакомьтесь,это – мы!» презентация визиток, названий и девизов;
знакомство с творческой визиткой «вожатского»
отряда – коллективом учителей, педагогов,
(уровень лагеря)
наставников-старшеклассников.
Приложение 3
Ссылка
на
материалы
дела:
https://disk.yandex.ru/i/0UqXS4_n4omtsg
Тематический час
Презентация волшебной книги, открыв которую
«Открывая
страницы ребята видят послание от жителей неизвестной
страны. «Жители» знакомят детей с правилами,
интересной книги»
которые приняты в неизвестной стране. На основе
(уровень отряда)
этих правил отряд продумывает группыЧТП.
Приложение 4
Ссылка
на
материалы
дела:
https://disk.yandex.ru/i/oFdBvcBPL8J_4Q
22
(уровень отряда)
Приложение 1
лидера, создание благоприятного эмоционального
фона в коллективе; при необходимости игры на
знакомство или закрепление имён.
Ссылка
на
материалы
дела:
https://disk.yandex.ru/i/LCD7UTT6EeASMg
Общий сбор участников
«Здравствуй, лагерь»
(уровень лагеря)
Приложение 2
Официальный старт смены – открытие с поднятием
государственного флага РФ и исполнением гимна
РФ, творческим номером, приветственной речью
начальника лагеря. Знакомство участников смены с
территорией лагеря, основными правилами и
распорядком дня, ключевыми людьми, к которым
можно обращаться в течение смены.
Ссылка
на
материалы
дела:
https://disk.yandex.ru/i/VNVJHNYPrlA3iQ
2-й день смены. Погружение в игровой сюжет смены.
Творческая встреча орлят Знакомство отрядов друг с другом, творческая
«Знакомьтесь,это – мы!» презентация визиток, названий и девизов;
знакомство с творческой визиткой «вожатского»
отряда – коллективом учителей, педагогов,
(уровень лагеря)
наставников-старшеклассников.
Приложение 3
Ссылка
на
материалы
дела:
https://disk.yandex.ru/i/0UqXS4_n4omtsg
Тематический час
Презентация волшебной книги, открыв которую
«Открывая
страницы ребята видят послание от жителей неизвестной
страны. «Жители» знакомят детей с правилами,
интересной книги»
которые приняты в неизвестной стране. На основе
(уровень отряда)
этих правил отряд продумывает группыЧТП.
Приложение 4
Ссылка
на
материалы
дела:
https://disk.yandex.ru/i/oFdBvcBPL8J_4Q
23
Основной период (3-12 дни смены) – орлята отправляются в путешествие по неизвестной
стране, открывать которую им помогают невидимые жители.
Задачи основного периода:
знакомство с культурными традициями и национальными ценностями российского
народа, изучение богатств нашей Родины;
поддержание благоприятного эмоционально-психологического климата;
создание условий для проявления каждым ребёнком индивидуальности, его творческого и
нравственного потенциала, активности и инициативы;
приобщение детей к здоровому образу жизни;
формирование норм взаимоотношений внутри коллектива.
Ключевые события и Описание ключевых дел
дела
3-й день смены. Тематический день «Национальные игры и забавы»
Время
отрядногоНаправлено на знакомство детей с национальными
играми и забавами России/региона Российской
творчества
Федерации. В рамках дела ребята рассматривают спектр
«Мы – Орлята!»
национальных игр и забав и более подробно знакомятся
с одной конкретной игрой, заранее определённой
(уровень отряда)
жребием.
Приложение 5
Ссылка
на
материалы
https://disk.yandex.ru/i/NeMiPds009_H6Q
дела:
Игровая программа
Задания и игры на сплочение и командообразование и
«Мы – одна команда!» проведение для других ребят своей игры, с которой они
познакомились во время отрядного творчества
(уровень лагеря)
«Мы – Орлята!»
Приложение 6
Ссылка
на
материалы
https://disk.yandex.ru/i/8SSly_hQdrXAjg
дела:
4-й день смены. Тематический день «Устное народное творчество»
33
24
Конкурс знатоков
Конкурс направлен на знакомство детей с устным
«Ларец
народной народным творчеством России/региона Российской
Федерации. Это могут быть сказы и сказки, рассказы,
мудрости»
былины, повести, песни, пословицы и поговорки.
(уровень отряда)
Приложение 7
Ссылка
на
материалы
https://disk.yandex.ru/i/WbAW79TKQ8UihQ
дела:
Театральный час
Ребята с помощью игрового приёма выбирают сказку,
«Там, на неведомых которую им предстоит инсценировать. Здесь и сейчас
готовят костюмы из подручных средств, придумывают
дорожках»
простые реплики, репетируют, после чего начинаются
(уровень лагеря)
представления отрядов. Далее участников ждёт
Приложение 8
сюрприз – экспромт на сцене от вожатых.
Ссылка
на
материалы
https://disk.yandex.ru/i/LQfSyuiJ_Y2hhA
дела:
5-й день смены. Тематический день «Национальные и народные танцы»
Танцевальный час
«В ритмах детства»
(уровень отряда)
Дело направлено на
разучивание
с
отрядом
танцевального флешмоба, который будут танцевать все
«Орлята России» по стране в определённый день.
Приложение 9
Ссылка
на
материалы
https://disk.yandex.ru/i/vHISl9bSg61lLQ
дела:
Танцевальная
Направлена на знакомство детей с национальными
программа «Танцуем танцами России/региона Российской Федерации, где
вместе!»
они и пробуют разучить и исполнить разные танцы.
(уровень лагеря)
Приложение 10
Ссылка
на
материалы
https://disk.yandex.ru/i/KwUmg7dWrocJJA
дела:
6-й день смены. Тематический день «Великие изобретения и открытия»
Научнопознавательные
встречи «Мир науки
Знакомство детей с
изобретениями и
великими
открытиями России/региона Российской Федерации с
помощью приглашенных учителей старших классов
34
25
по
химии,
(или
физике,
биологии, географии
34
25
вокруг меня» (уровень представителей кванториумов и других естественноотряда) Приложение научных центров населённого пункта), которые могут
11
показать практические опыты или рассказать о науке
интересно и занимательно.
Ссылка
на
материалы
дела:
https://disk.yandex.ru/i/yRWJO0i0YS6QCQ
Конкурснаяпрограмма Соревнование команд по решению интересныхкейсов,
«Эврика!»
основанных на методике ТРИЗ. Решив кейс, команда
дружно восклицает «Эврика!»
(уровень лагеря)
Приложение 12
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/RrHbZzBUJGUsg
7-й день смены. Тематический день «Природное богатство и полезные
ископаемые»
Экскурсия
дендропарк
«Кладовая природы»
(уровень отряда)
в Знакомство детей с природным богатством и
полезными ископаемыми России/региона Российской
Федерации. Экскурсия строится по принципу
поисковой исследовательской деятельности.
Приложение 13
Ссылка
на
материалы
https://disk.yandex.ru/i/b5iAaxsONaQVPQ
дела:
Экологический час
«Создание
экологического
постера и его защита»
(уровень лагеря)
Во время экскурсии ребята набираются знаний и
впечатлений. После этого отряду предлагают создать
экологический постер, внеся туда все, что они
почувствовали и запомнили. Время на создание постера
ограничено. Итогом станет презентация всеми отрядами
своих постеров на экологическую тематику.
Приложение 14
Ссылка
на
материалы
https://disk.yandex.ru/i/LB_AsIjve5d5Lw
дела:
8-й день смены. Тематический день «Прикладное творчество и народные
ремёсла»
Мастер-классы
«Умелые ручки»
35
Посещение детьми
дома
кружков/студий прикладного
они
творчества или
характера, где
26
(уровень отряда)
Приложение 15
смогут рисовать, лепить, выжигать, шить, плести ит.д.
Ссылка
на
материалы
дела:
https://disk.yandex.ru/i/6ynOeadUdFOejw
Игра по станциям
Направлена на знакомство детей с прикладным
«Твори! Выдумывай! творчеством и народными ремёслами России/региона
Российской Федерации и даёт возможность детям
Пробуй!»
узнать о народных ремёслах, пофантазировать и создать
(уровень лагеря)
что-то своё.
Приложение 16
Ссылка
на
материалы
https://disk.yandex.ru/i/IOrdPcfQhBYQ8g
дела:
9-й день смены. Тематический день «Национальная кухня»
Настольная игра
В рамках игры дети знакомятся с периодом правления
«Экспедиция вкусов» первого российского императора – Петра I, а именно с
теми продуктами, которые он завёз в Россию, и с
(уровень отряда)
разнообразием современных рецептов из этих
продуктов.
Приложение 17
Ссылка
на
материалы
https://disk.yandex.ru/i/1a6_I2zFbSHMPw
дела:
Костюмированное
кулинарное шоу
«Шкатулкарецептов»
(уровень лагеря)
Предполагает знакомство детей с национальной кухней
народов России/региона РоссийскойФедерации.
Ссылка
на
материалы
дела:
https://disk.yandex.ru/i/E9wXi1fVKNYKMQ
Приложение 18
10-й день смены. Тематический день «Открытые тайны великой страны»
Тематический час
Подведение итогов путешествия по неизвестной стране.
«ОткрываемРоссию» Для этого ребята собирают все элементы карты
неизвестной страны, вспоминают, о чём узнали за 8
дней, и отгадывают название страны, по которой они
путешествовали (Россия). Педагог рассказывает о
27
(уровень отряда)
Приложение 19
Телемост
«Содружество
России»
(уровень лагеря)
Приложение 20
Государственных символах нашей страны.
Ссылка
на
материалы
https://disk.yandex.ru/i/OOoIwLsOz2oUkw
дела:
Онлайн-встреча с участниками смены «Содружество
орлят орлят России» в разных регионах. Орлята делятся
впечатлениями, общаются, танцуют общий флешмоб.
Ссылка на материалы дела: https://disk.yandex.ru/i/U81rYy0WQqkvQ
Праздничная
Направлена на эмоциональный подъём ребят в конце
танцевальная
путешествия. Во время танцевальной программы ребята
программа «В кругу исполняют выученный ими ранее флешмоб и другие
друзей»
танцы.
(уровень лагеря)
Приложение 21
Ссылка
на
материалы
https://disk.yandex.ru/i/7CGpICAtwuNTPg
дела:
11-й день смены. Тематический день «Я и моя семьЯ»
Творческая мастерская Создание небольшого подарка своими руками для
«Подароксвоей семье» родных и близких.
Ссылка
на
материалы
дела:
(уровень отряда)
https://disk.yandex.ru/i/N8iAKpJ4SAAwjA
Приложение 22
Гостиная династий
Творческая встреча ребят с представителямисемейных
«Ими гордитсяРоссия» династий (это могут быть учителя, врачи, лесники, и
др.).
(уровень
отряда/лагеря)
Ссылка
на
материалы
https://disk.yandex.ru/i/IyFOAoeXmXHh1w
дела:
Приложение 23
12-й день смены. Тематический день «Я и мои друзьЯ»
28
37
29
Большая
командная Прохождение коллективом отряда-класса спортивных
игра
«Физкульт- испытаний, где они могут показать себя как настоящая
УРА!»
команда, которая уважает и поддерживает каждого.
(уровень лагеря)
Ссылка
на
материалы
дела:
https://disk.yandex.ru/i/N_GiNW3VpH92dQ
Приложение 24
Время
отрядного Основная деятельность времени отрядного творчества
творчества и общий заключается в том, чтобы увлечь участников
сбор участников «От перспективой создания интересного и полезного дела и
идеи – к делу!»
выработать совместно с ними идеи праздника. В
(уровень отряда и завершение выбираются представители от отряда,
которые на общем сборе представляют отрядные идеи,
лагеря)
выработанные во время отрядного творчества.
Приложение 25
Совместным решением определяется общая идея
праздника и составляется план по её реализации.
Каждый отряд получает поручение по подготовке
праздника.
Ссылка
на
материалы
дела:
https://disk.yandex.ru/i/_QLltTbgcRgBpA
Итоговый период (13-14 дни смены) – орлята возвращаются из путешествия по
неизвестной стране и подводят итоги.
Задачи итогового периода:
реализация ключевого события – большого совместного праздника, закрепляющего все
этапы коллективно-творческого дела;
поднятие самооценки каждого участника и значимости для него жизни в коллективе с
помощью общественного признания его индивидуальных заслуг;
награждение детей/отрядов за активное участие в программе лагеря, вручение
благодарственных писем родителям и педагогам детей;
подготовка детей к завершению смены, усиление контроля за жизнью и здоровьем детей.
30
Ключевые события и Описание ключевых дел
дела
13-й день смены. Тематический день «Я и моя РоссиЯ»
Подготовка к празднику Деление отряда на микрогруппы для выполнения
«Создаём праздник
поручения; работа групп по проработке своей
части общего поручения отряда.
вместе»
(уровень отряда)
Приложение 26
При необходимости ребята репетируют или
специально подготавливают элементы дела
(например, творческий номер или сценарий).
Ссылка
на
материалы
https://disk.yandex.ru/i/H8ewmek8YiM5Iw
дела:
Праздничный
Проведение праздника по итогам путешествия по
калейдоскоп
«По неизвестной
стране.
Ребята
выступают
страницам нашейкниги» одновременно в роли участников и организаторов
данного события.
(уровень лагеря)
Приложение 27
Ссылка
на
материалы
https://disk.yandex.ru/i/MbCu1kFwIvQtrQ
дела:
14-й день смены. Итоговый период смены. Выход из игрового сюжета.
Итоговый
участников «Нас
новые открытия!»
(уровень отряда)
Приложение 28
сбор Анализ реализованного коллективно-творческого
ждут дела и подведение итогов путешествия по
неизвестной стране.
Ребятам предлагается ещё раз вспомнить всё, что
произошло с ними в смене (в этом поможет книга) и
создать афишу-коллаж о своём путешествии. Это
позволит педагогу получить многогранную
обратную связь. Кроме того, афиша-коллаж
поможет ребятам проанализировать, что они
узнали за смену, чему научились, как изменились.
В
качестве работы
педагог
может
продолжать и дальше
на
последействие
предложить
ребятам
31
открывать свою страну, свою малую родину и
делиться этими знаниями друг с другом.
Ссылка
на
материалы
дела:
https://disk.yandex.ru/i/5ePp4dFFX1uCCg
Линейка закрытия смены Официальное завершение смены и награждение её
«Содружество
Орлят участников. Содержание линейки может содержать
России»
творческие номера, ответное слово детей и
напутствия педагогов.
(уровень лагеря)
Приложение 29
Ссылка
на
материалы
дела:
https://disk.yandex.ru/i/YjASZOinVn5pbA
32
План-сетка смены пришкольного лагеря
1 день
2 день
3 день
4 день
5 день
6 день
7 день
Организационн Погружение в Тематический Тематический Тематический Тематический Тематический
ый
период игровой сюжет день
день
день
день
день
смены.
смены
«Национальные «Устное
«Национальные «Великие
«Природное
Формирование
игры и забавы» народное
и
народные изобретения и богатство
и
отрядов
творчество»
танцы»
открытия»
полезные
Тематический
ископаемые»
Время отрядного
час
Игровой
час «Открывая
Конкурс
Танцевальный Научнотворчества
«Мы – Орлята!» знатоков
в
«Играю я
страницы
час
познавательные Экскурсия
«Мир дендропарк
– играют друзья» интересной
«Ларец народной «В
ритмах встречи
книги»
науки
вокруг «Кладовая
Игровая
мудрости»
детства»
меня»
Общий
сбор
программа
природы»
Творческая
«Мы – одна Театральный час Танцевальная
участников
«Здравствуй,
«Там
на программа
Конкурсная
Экологический
встреча
орлят команда!»
«Танцуем
лагерь»
неведомых
программа
час
«Знакомьтесь, это
«Эврика!»
«Создание
вместе!»
– мы!»
дорожках»
экологического
постера и его
защита»
8 день
9 день
10 день
11 день
12 день
13 день
14 день
32
Тематический Тематический Тематический Тематический Тематический Тематический Итоговый
день
день
день
день
день
день
период смены.
«Прикладное
«Национальная «Открытые
«Я
и
моя «Я
и
мои «Я
и
моя Выход
из
творчество
и кухня»
тайны великой семьЯ»
друзьЯ»
РоссиЯ»
игрового
народные
страны»
сюжета
ремёсла»
Настольная игра
«Экспедиция
Тематический
Творческая
Большая
Подготовка
к Итоговый сбор
Мастер-классы вкусов»
час
мастерская
командная игра празднику
участников «Нас
«Создаём
ждут
новые
«Умелые ручки»
«Открываем
«Подарок своей «ФизкультУРА!»
праздник
открытия!»
Костюмированно Россию»
семье»
вместе»
Игра
по е
кулинарное
Телемост
Гостиная
Время отрядного
Линейка
станциям
шоу
«Твори!
«Шкатулка
«Содружество династий
творчества
и Праздничный
закрытия смены
«Ими гордится общий
Выдумывай!
рецептов»
орлят России»
сбор калейдоскоп
«Содружество
«По страницам Орлят России»
Россия»
участников
Пробуй!»
Праздничная
«От идеи – к нашей книги»
танцевальная
делу!»
программа
«В кругу друзей»
32
Приложение 1 к пояснительной записке пришкольного лагеря
Девиз смены:
Сегодня орлята, а завтра – орлы
Мы – юность России, потомство земли.Раз! Два!
Три! Четыре!
У орлят девиз таков: Больше дела, меньше слов!
Речевка:
Раз! Два! Три! Четыре!Три! Четыре!
Мы российские ребята!
Нас в стране зовут «орлята»! Мы шагаем дружно в ногу! Песня нас
зовет в дорогу!
Песня «Орлята учатся летать»
И. Добронравова, А. Пахмутова
Орлята учатся летать. Им салютует шум прибоя, В глазах их небо
голубое.Ничем орлят не испугать.
Орлята учатся летать.
То прямо к солнцу в пламень алый,То камнем падая на скалы
И, начиная жизнь опять,Орлята учатся летать.
Орлята учатся летать
А где-то в гнездах шепчут птицы,Что так недолго и разбиться,
Что вряд ли стоит рисковать, -Орлята учатся летать.
Орлята учатся летать Вдали почти неразличимы Года, как горные
вершины,
А их не так-то просто взять –Орлята учатся летать.
Припев:
Не просто спорить с высотой,
Еще труднее быть непримиримым.Но жизнь не зря зовут борьбой
И рано нам трубить отбой! Бой! Бой!
Общелагерная речёвка:
Взлетим над планетойИ мир принесем!
Мы нашу РоссиюИ землю спасем!
33
34
В столовую:
На обед!
Идем мы дружно!Подкрепиться!
Всем нам нужно!Мы голодные!
Как звери! Открывайте! Шире двери!Нас кормите!Повара!
Прокричим мы вам!Ура!
Нам еда! Полезней будет!Силы новые!
Добудет! Сразу станем!Силачами!
Настоящими! Орлами!
На зарядку:
Ну-ка, вставай-ка, Вперед выбегай-ка!В строй по-порядку,
Идем на зарядку! Быстро проснулись,Пузо втянули,
Ноги повыше! Уши — поуже!
Спортивная речевка:
Мы идем на стадион.
Отряд наш будет чемпион.
Мускулы сильные (говорят мальчики).
А сами мы красивые (говорят девочки).
Кто задору, солнцу рад?
Эй, спортсмены, стройтесь в ряд!
А команда есть?
Есть!
Капитаны здесь?
Здесь!
Выходи скорей на поле Поддержать отряд и честь!
Идем на зарядку! Быстро проснулись,Пузо втянули,
Ноги повыше! Уши — поуже!
Спортивная речевка:
Мы идем на стадион.
Отряд наш будет чемпион.
Мускулы сильные (говорят мальчики).
А сами мы красивые (говорят девочки).
Кто задору, солнцу рад?
Эй, спортсмены, стройтесь в ряд!
А команда есть?
Есть!
Капитаны здесь?
Здесь!
Выходи скорей на поле Поддержать отряд и честь!
35
Правила:
«Орленок обязан знать: Бодренько с утра вставать, В восемь в школе
быть пора.Нужно добрым быть всегда,Помнить добрые слова.
36
Не кричи и не груби.
А еще дружить старайся, и собой не похваляйся. Другом дорожить
умей, обижать его не смей.
Это правило четыре знают дети в целом мире! Ну, а правило на пять
должен каждый соблюдать. Береги родной свой край и березку
охраняй.
Своим маленьким друзьям - птицам, белкам, муравьям Должен каждый
помогать и в обиду не давать!
Маме дома помогать, брата в детский сад собрать, Всю посуду
перемыть, все кровати застелить.
В общем, дел не перечесть.
Можно петь, играть, плясать, и при этом отдыхать.
ЗАПОВЕДИ
сотрудников и педагогов пришкольноголагеря «Радужная страна»
1.К каждому делу – творческий подход, иначе зачем. 2.Ты для ребёнка
– идеал человеческих отношений, будь
достоин его.
Открой в ребёнке то, что неведомо ему самому, помоги ему
разобраться в себе, в своих возможностях и человеческих качествах.
Помни, ты отвечаешь за то, чтобы каждый ребёнок стал человеком,
для которого небезразлично то, что происходитвокруг него.
37
Не мелочная опека и формальная требовательность, а поток
конструктивных решений в сотрудничестве и сотворчестве.
Профессиональная взаимотребовательность и взаимоответственность
за
получение
качественных
результатов
в
творческом,
управленческом, педагогическомпроцессах.
Взаимовыдержка
и
взаимовыручка
в
решении
сложных
профессиональных и жизненных ситуаций.
Профессиональная компетентность через совершенствование себя и
своей профессии.
ДЕКЛАРАЦИЯ
прав и обязанностей участников смены летнего пришкольного
лагеря
«Радужная страна»
Каждый участник смены имеет право:
свободно выражать своё собственное мнение;
обращаться по всем вопросам к организаторам смены, круководителям
творческих мастерских, кружков;
создавать свои временные детские коллективы для реализации своих
творческих замыслов;
отдыхать, в установленное для этого режимом дня время;
Каждый участник смены обязан выполнять законы:
Закон территории:
Запрещается выходить за пределы лагеря без
сопровождения взрослых и с соответствующе оформленной
38
документацией;
Самостоятельно возможны передвижения в пределах территории лагеря. При этом
обязательно ставить в известность воспитателя и вожатую.
Закон зелени:
Бережно относиться к природе.
Закон чистоты и порядка:
Соблюдать все гигиенические требования. Вести уборку территории, своего отрядного
места.
Закон традиций:
Доброе отношение к людям, доброжелательное отношениедруг к другу.
Закон точности:
Необходимо ценить каждую секунду. Все дела и сборыначинать в срок.
Никогда не заставлять себя ждать – не отнимать тем самым у товарища драгоценные
минуты.
Закон поднятой руки:
Этот закон учит уважать человеческое слово, человеческуюмысль.
Если человек поднимает руку, ему необходимо сообщить что- то важное людям. Каждому
поднявшему руку - слово.
Закон доброго отношения к людям:
-Доброе отношение к людям это – постоянная готовность сделать что-то для радости
другого человека, готовностьпоступиться личным в интересах коллектива.
39
40
41
42
.
43
44
45
46