Программа воспитательной работы

I. Общие положения
Программа воспитательной работы тематической смены «Содружество
Орлят

России»

лагеря

с

дневным

пребыванием

детей

«Солнышко»,

организованного муниципальным казенным общеобразовательным учреждением
«Солдатско-Степновская средняя школа» Быковского муниципального района
Волгоградской области (далее - Программа) разработана в соответствии с
Федеральным законом от 28.12.2024 №543-ФЗ1 и на основании Федеральной
программы воспитательной работы для организаций отдыха детей и их
оздоровления, утвержденной Приказом Министерства просвещения Российской
Федерации № 209 от 17.03.20252.
1.

Данная

Программа

обеспечивает

единство

воспитательного

пространства, ценностно-целевого содержания воспитания и воспитательной
деятельности в организациях отдыха детей и их оздоровления.
2.

Программа направлена на сохранение и укрепление традиционных

российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные
идеалы,

крепкая

материальным,

семья,
гуманизм,

созидательный
милосердие,

труд,

приоритет

справедливость,

духовного

над

коллективизм,

взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России3.
3.

Программа разработана с учетом возрастных и психологических

особенностей участников, направлена на формирование у них патриотизма,
социальной ответственности и уважения к многообразию культур народовРоссии,
а

также

развитие

личностных

качеств,

способствующих

успешной

социализации,формированиюэкологическогосознанияиэстетическоговкуса,
1http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202412280047?ysclid=m98ot2k3mj173695274
Федеральный закон от 28.12.2024 №543 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (об обязательном наличие сайта и Программы
воспитательной работы)
2http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202503310005?ysclid=m99fsnuip5730462319Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 17.03.2025 № 209 «Об утверждении федеральной

программы воспитательной работы для организаций отдыха детей и их оздоровления и календарного плана
воспитательной работы» (Зарегистрирован 31.03.2025 № 81693)
3http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. №
809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей»

развитию способностей к самовыражению в различных видах творчества и
уважительного отношения к труду, укреплению ценности семьи, дружбы, труда и
знаний, поддержанию физического и психологического здоровья.
4.

Методологической основой разработки и реализации Программы

воспитательной

работы

являются

два

основных

подхода:

системно-

деятельностный и аксиологический.
Системно-деятельностный

подход

подразумевает

организацию

воспитательной деятельности, в которой главное место отводится активной,
разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности ребенка и
специальнымобразоморганизованнойсовместнойдеятельностидетей,вожатыхи
педагогических работников в условиях временного детского коллектива или
временных детских групп, развитию их субъектной позиции.
Аксиологический подход подразумевает систему педагогических техник и
методов, которые способствуют развитию у детей и молодежи нравственных
качеств, ценностного восприятия мира, пониманию места ценностей в
окружающей действительности, формированию стремления к непрерывному
саморазвитию.
5.

Принципы реализации Программы:

- Принцип единого целевого начала воспитательной деятельности;
- принцип системности, непрерывности и преемственности воспитательной
деятельности;
- принцип единства концептуальных подходов, методов и форм воспитательной
деятельности;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и их
групп;
- принцип приоритета конструктивных интересов и потребностей детей;
- принцип реальности и измеримости итогов воспитательной деятельности.

I. Целевой раздел Программы
6.

Целью Программы является актуализация, формирование и внедрение

единых подходов к воспитанию и развитию детей и молодежи в сфере
организации отдыха и оздоровления детей в преемственности с единой системой
воспитания и государственной политики в области образования подрастающего
поколения в Российской Федерации.
7.

Задачами Программы являются:

- разработка единых подходов к воспитательной работе педагогического
коллектива организации отдыха детей и их оздоровления, а также иных
организаций, осуществляющих воспитательные, досуговые и развивающие
программы в сфере детского отдыха;
-

внедрение

единых

принципов,

методов

и

форм

организации

воспитательной деятельности организации отдыха детей и их оздоровления в их
применении к процессу воспитания, формирования и развития субъектности
детей в условиях временного детского коллектива;
-разработка и внедрение единых подходов к развитию инструментов
мониторинга и оценки качества воспитательного процесса при реализации
Программы в организации отдыха детей и их оздоровления, а также в иных
организациях, осуществляющих воспитательные, досуговые и развивающие
программы в сфере детского отдыха.
8. При реализации цели Программы учитываются возрастные особенности
участников смены лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко»,
организованным МКОУ «Солдатско-Степновская СШ»:
7—11лет—дети младшего школьного возраста.
9. Конкретизация цели воспитательной работы применительно к возрастным
особенностям детей позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты:
9.1.

В воспитании детей младшего школьного возраста целевым приоритетом

является создание благоприятных условий для усвоения участниками социально
значимых знаний — базовых норм поведения и культурно-исторических

традиций общества. Воспитание в этом возрасте направлено на формирование у
детей представлений о гражданских, нравственных и эстетических ценностях,
развивает чувство принадлежности к семье, коллективу и Родине.
9.2. В воспитании детей среднего школьного возраста целевым приоритетом
является создание условий для развития социально значимых и ценностных
отношений. Воспитательная работа в этом возрасте направлена на формирование
самостоятельности в принятии решений, осознанного отношения к гражданским
обязанностям, уважения к традициям и культурным ценностям, развивает
способность к социальной активности и навыки взаимодействия с окружающими.
10. Разделы Программы раскрывают особенности формирования содержания
воспитательной работы, а блоки «Мир», «Россия», «Человек» определяют
ключевые сквозные векторы содержания инвариантных и вариативных модулей в
воспитательной работе

летнего лагеря с дневным пребыванием детей

«Солнышко»,организованного МКОУ «Солдатско-Степновская СШ».

II. Содержательный раздел
11. В основу каждого направления воспитательной работы в летнем лагере с
дневным пребыванием детей «Солнышко», организованном МКОУ «СолдатскоСтепновская

СШ»

заложены

базовые

ценности,

которые

способствуют

всестороннему развитию личности и успешной социализации в современных
условиях.
Основные

направления

воспитательной

работы

лагеря

дневного

пребывания включают в себя:
гражданское

воспитание:

формирование

российской

гражданской

идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к
многонациональному народу России как источнику власти в российском
государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, знание и
уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
патриотическое воспитание: воспитание любви к своему народу и
уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной

идентичности;
духовно-нравственное воспитание: воспитание детей на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей;
эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим
образцам отечественного и мирового искусства;
трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам

труда

(своего

и

других

людей),

ориентации

на

развитие

самостоятельности, трудовую деятельность, получение профессии, личностное
самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском
обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной
деятельности;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа
жизни и эмоционального благополучия: компонент здоровьесберегающей
работы, создание благоприятного психологического климата, обеспечение
рациональной

и

безопасной

организации

оздоровительного

процесса,

эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания,
создание безопасной среды, освоение детьми норм безопасного поведения в
природной, социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
экологическое воспитание: формирование экологической культуры,
ответственного,бережногоотношениякприроде,окружающейсреденаоснове
российскихтрадиционныхдуховныхценностей;познавательноенаправлениевоспитан
ия: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям,
образованию с учетом личностных интересов и общественных потребностей.
12. В общем блоке реализации содержания «Мир» учитываются такие
категории, как мировая культура, знакомство с достижениями науки с античных
времен до наших дней, вклад российских ученых и деятелей культуры в мировые
культуру

и

науку;

знакомство

с

духовными

ценностями

Содержание блока «Мир» реализуется в следующих формах:

человечества.

-

исторические

игры,

информационные

часы,на

которых

детям

демонстрируются образцы нравственного поведения через знакомство с
историческими деятелями науки и культуры разных стран и эпох, с героямизащитниками Отечества;
-

игровые

форматы,

направленные

на

знакомство

с

мировым

и

общероссийским культурным наследием литературы, музыки, изобразительного
творчества, архитектуры, театра, балета, кинематографа, мультипликации;
-тематические мероприятия, направленные на формирование культуры мира,
позволяющие детям осознать важность уважения к разнообразию культур и
народов, развить навыки гармоничного взаимодействия и сотрудничества;
-события и мероприятия, отражающие ценности созидания и науки:
стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям,
образованию, создание единого интеллектуального пространства, позволяющего
популяризировать формы детского интеллектуального досуга: проведение
интеллектуальных и познавательных игр;
- организацияконструкторской,исследовательскойипроектнойдеятельности;
-просмотр научно-популярных фильмов;
-мероприятия и дела, направленные на изучение России, русского языка и
языков народов России, родного края, населенного пункта как культурного
пространства, фольклорные праздники в контексте мировой культуры и
нематериального наследия;
-тематическиебеседыидиалогинатемудуховнонравственноговоспитания;проведение обсуждений на темы морали, духовных
ценностей, честности, справедливости и милосердия.
13.В общем блоке реализации содержания «Россия» реализуются пять
комплексов мероприятий:
13.1. Первый комплекс мероприятий связан с народом России, его тысячелетней

историей, общероссийской культурной принадлежностью и идентичностью,
историческим единством народа России, общностью его исторической судьбы,
памятью предков, передавших любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и

справедливость.
Формы мероприятий:
-Торжественная церемония подъема (спуска) Государственного флага
Российской

Федерации

в

день

открытия

(закрытия)

смены

и

в

дни

государственных праздников Российской Федерации, а также ежедневные
церемонии подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации;
тематические дни; использование в работе материалов о цивилизационном
наследии России, включающих знания о родной природе, достижения культуры и
искусства, изобретения и реализованные масштабные проекты.
13.2. Второй

безопасностью,

комплекс
защитой

мероприятий

российского

связан

общества,

с

народа

суверенитетом
России,

и

памяти

защитников Отечества и подвигов героев Отечества, сохранением исторической
правды. Форматы мероприятий:
проведение тематических занятий о героизме и мужестве, раскрывающих
важность сохранения памяти о подвигах наших предков, защитивших родную
землю и спасших мир от фашистской агрессии, о геноциде советского народа, о
военных преступлениях нацистов, которые не имеют срока давности; проведение
встреч с героями России; посещение мемориальных комплексов и памятных мест,
посвященных увековечиванию памяти мирных жителей, погибших от рук
нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны.
13.3. Третий комплекс мероприятий направлена служение российскому

обществу

и

исторически

сложившемуся

государственному

единству,

и

приверженности Российскому государству и раскрывает многообразие
национальностей России, российского общества: национальные общины, религии,
культуры, языки.
Реализация данных мероприятий

строится на основе

взаимодействия с

Общероссийским общественно-государственным движением детей и молодежи«Движение Первых».
13.4. Четвертый

комплекс

мероприятий

государственным языком Российской Федерации.

связан

с

русским

языком-

Формы мероприятий:
организация выставок книг, посвященных русскому языку, русской
литературе и русской культуре; культурно-просветительские мероприятия,
направленные на знакомство с историей и богатством русского языка, его ролью
в культуре и искусстве: лекции, беседы, литературные вечера, посвященные
выдающимся писателям, поэтам и языковым традициям России.
- проекты, включающие игры и акции, связанные с орфографией и
пунктуацией,

направленные

на

развитие

языковой

грамотности

через

увлекательные форматы, а также конкурсы, посвященные русскому языку,
которые помогают детям и подросткам раскрыть творческий потенциал, в том
числе сочинений, стихов или эссе на темы, связанные с языковыми ценностями,
вдохновляющие на самовыражение, показывают красоту русского слова,
отрядные события по мотивам русских народных сказок; литературные
конкурсы, конкурсы чтецов; реконструкция русских народных праздников;
проекты по собранию русских пословиц и поговорок; крылатых выражений о
родстве, дружбе, верности и других нравственных ориентирах.
13.5. Пятый комплекс мероприятий связан с родной природой (малой

Родины, своего края, России), с ответственностью за сохранение природы перед
будущими поколениями и бережным отношением в использовании природных
ресурсов.
Формы мероприятий:
экологические игры, актуализирующие имеющийся опыт и знания детей;
экскурсии по территории, знакомящие детей с природными объектами,
позволяющиеизучатьприродныеобъектывестественнойсреде,обеспечивающие
взаимосвязь

и

взаимозависимость

в

целостной

экосистеме;

беседы

об

особенностях родного края; акции, демонстрирующие преимущества раздельного
сбора твердых коммунальных отходов, повторного использования, бережного
отношения к ресурсам: воде, электричеству, которые учат детей минимизировать
или ликвидировать вред, наносимый природе; свод экологических правил в
отряде и в целом в организации отдыха детей и их оздоровления; ведение

дневника погоды (для детей младшего школьного возраста),конкурс рисунков,
плакатов, инсценировок на экологическую тематику .
14.Общий блок реализации содержания «Человек» отражает комплекс
мероприятий, направленных на воспитание культуры здорового образа жизни,
личной и общественной безопасности.
Реализация воспитательного потенциала данного блока предусматривает:
проведение физкультурно-оздоровительных,спортивных мероприятий:
зарядка,

спортивные

игры

и

соревнования;

беседы,

направленные

на

профилактику вредных привычек и привлечение интереса детей к занятиям
физкультурой и спортом; создание условий для физической и психологической
безопасности ребенка в условиях организации отдыха детей и их оздоровления,
профилактика травли в детской и подростковой среде, психолого-педагогическое
сопровождение

воспитательного

процесса

в

организации;

проведение

целенаправленной работы всего педагогического коллектива по созданию
эффективной

профилактической

жизнедеятельности

как

условия

среды
успешной

и

обеспечение

безопасности

воспитательной

деятельности;

проведение инструктажей и игр, знакомящих с правилами безопасного поведения
на дорогах и в транспорте, правилами пожарной безопасности, правилами
безопасности при занятиях спортом, правилами поведения на водоемах,
правилами поведения в общественных местах ,правилами поведения при
массовом

скоплении

людей;проведениетренировочнойэвакуацииприпожареили

обнаружении взрывчатых веществ; разработка и реализация разных форм
профилактических

воспитательных

мероприятий:

антиалкогольные,

против

курения, безопасность в цифровой среде, против вовлечения в деструктивные
группы в социальных сетях, в деструктивные молодежные, религиозные
объединения, субкультуры, информирующие о безопасности дорожного движения,
противопожарной безопасность, гражданской обороны, антитеррористической,
антиэкстремистской

безопасности;

организация

превентивной

работы

со

сценариями социально одобряемого поведения, развитие у детей навыков
рефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому

давлению;

поддержка

инициатив

детей,

вожатых

и

педагогическихработниковвсфереукреплениябезопасностижизнедеятельности,
профилактики

правонарушений,

девиаций,

альтернативной девиантному поведению

организация

деятельности,

познание (путешествия), испытание

себя(походы,спорт),значимоеобщение,любовь,творчество,деятельность(втом числе
профессиональная, религиознодуховная, благотворительная, искусство);
мероприятия, игры, проекты, направленные на формирование у детей и
подростков социально-ценностного отношения к семье как первоосновы
принадлежности к многонациональному народу России, Отечеству; игры,
проекты, мероприятия, направленные на формирование бережного отношения к
жизни человека, личностной системы семейных ценностей, воспитанных в
духовных и культурных традициях российского народа; подготовка детей и
подростков к осознанному выбору жизненного пути с ориентацией на создание
крепкой и счастливой семьи с использованием проектной деятельности,
различных игр, акций и мероприятий.
15.

Инвариантныеобщиесодержательныемодуливключают:
15.1. Модуль«Спортивно-оздоровительная работа»

Спортивно-оздоровительная

работа

в

летнем

лагере

с

дневным

пребыванием детей «Солнышко», организованном МКОУ «Быковская СШ №
1»включает в себя организацию оптимального двигательного режима с учетом
возраста детей и состояния их здоровья. Физическое воспитание реализуется
посредством:
физкультурно-оздоровительных занятий, которые проводятся с детьми по
графику, максимально на открытых площадках; различных видов гимнастик,
утренней вариативной зарядки (спортивная, танцевальная, дыхательная, беговая,
игровая); спортивно-массовых мероприятий, предполагающих спартакиады,
спортивныесоревнования,праздники,викторины,конкурсы;организацииработы по
знакомству с правилами здорового питания с использованием материалов
официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека «здоровое-питание.рф».

Спортивно-оздоровительная

работа

строится

во

взаимодействии

с

медицинским персоналом с учетом возраста детей и показателей здоровья.
15.2. Модуль«Культура России».

Данный

модуль

реализуется

в

целях

содействия

формированию

нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности,
соотносится с задачами государственной политики в области интересов детей, а
также в части поддержки и сохранения традиционных российских духовнонравственных ценностей, а также является инструментом передачи свода
моральных,

этических

и

эстетических

ценностей,

составляющих

ядро

национальной российской самобытности, в деятельности организаций отдыха
детей и их оздоровления.
Воспитательная

работа

предполагает

просмотр

отечественных

кинофильмов, спектаклей, концертов и литературно-музыкальных композиций;
участие в виртуальных экскурсиях и выставках; проведение «громких» чтений,
чтенийпоролям;постановкиспектаклей;реализациюиныхформмероприятийна
основе

и

с

привлечением

произведений,

созданных

отечественными

учреждениями культуры, в том числе в рамках тематического дня.
15.3. Модуль «Психолого-педагогическое сопровождение».

Комплексная работа педагога-психолога включает в себя вариативность
направлений психолого-педагогического сопровождения детей на протяжении
всегопериодаихпребыванияворганизацииотдыхадетейиихоздоровления:сохранени
е и укрепление психического здоровья детей; содействие в раскрытии
творческого потенциала детей и их способностей, выявление и психологическая
поддержка одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями;
психолого-педагогическая поддержка детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации, детей ветеранов боевых действий; детей участников (ветеранов)
специальной военной операции; формирование коммуникативных навыков в
разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений.
Формы

психолого-педагогического

сопровождения:

консультирование,

диагностика, коррекционно-развивающая работа, профилактика, просвещение.
15.4. Модуль «Детское самоуправление».
15.4.1. Для реализации цели в летнем оздоровительном учреждении
формируются органы самоуправления.
Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя:Совет
лагеря, Экспертный совет, Медиацентр.
Совет лагеря – орган, который обеспечивает жизнедеятельность всего
лагеря. Совет планирует работу на смену, анализирует деятельность лагеря,
координирует и корректирует деятельность всех служб лагеря. В состав совета
входят начальник лагеря, воспитатели-педагоги, лидеры отрядов.Совет лагеря
собирается ежедневно, подводит итоги прожитого дня, принимает решения по
основнымвопросамповседневнойжизнилагеря.Решениясоветаобязательныдля
выполнения всеми участниками смены.
Экспертный совет – орган, который обеспечивает общелагерную систему
стимулирования, координирует взаимодействие отрядов в течение всей смены. В
экспертный совет входят по 1 представителю от каждого отряда иначальник
лагеря. Ежедневно экспертный совет оценивает жизнедеятельность всех
коллективов по определенным критериям, среди которых могут быть следующие:
организованность, креативность, воспитанность, инициативность. Результатом
встречи становится принятие общего решения о продвижении каждого отряда по
системе

стимулирования

(количество

присуждаемых

баллов

по

критериям).Такжечленыэкспертногосоветаоцениваюторганизованныеотрядами
общелагерныемероприятияпозаранееизвестнымкритериям(организованность,умени
е работать с аудиторией, музыкальное и художественное оформление, соответствие
заявленной форме, соответствие тематике дня). Важно помнить, что экспертный
совет – это не судьи. Их задача – вынести на общее обсуждение мнение своего
отряда об успешности и достижениях других отрядов, что в конечном итоге
должно способствовать развитию и совершенствованию каждого детского
коллектива.

Медиацентрлагеря создается с целью освещения основных событий смены,
ведения официальных групп лагеря в социальных сетях. В медиацентр входят по
1–2 члена каждого отряда, имеющим опыт создания медиа-контента. Среди
участников Медиацентра распределяются задачи по созданию статей, роликов,
фотографий в зависимости от плана на день. Работу медиацентра курирует
начальник лагеря.
Квременныморганамсамоуправленияотносятся:советдела,дежурный
отряд.
Совет дела–сводныйотряд,обеспечивающийорганизациюобщелагерных дел
в соответствии с планом-сеткой смены. В совет дела входят по 1–3 члена каждого
отряда, один педагог из каждого отрядаи начальник лагеря. В течение дня для
совета

дела

выделяется

определенное

время,

когда

ребята

собираются

вместе(например,времяработытематическихклубовилиотрядноевремя).Совет
деларешаетзадачисразуна3уровнях:обеспечиваеторганизациюобщелагерного
мероприятия, формирует у участников совета организаторские навыки, позволяет
им в дальнейшем транслировать свой опыт в отряде для повышения качества
отрядных событий.
Сводный дежурный отряд обеспечивает соблюдение основных режимных
моментов дня. Каждый отряд ежедневно направляет в дежурную службу по 1–2
представителя. Для руководства отрядом совет лагеря назначает ответственного
дежурного из числа воспитателей. В задачи дежурного отряда входит контроль
чистоты в жилых помещениях и на территории лагеря, контроль за соблюдением
правилтехникибезопасности,дежурствовстоловой,подготовкаобщественных
пространствкпроведениюмероприятий.Важно,чтобыдлякаждогоорганасамоуправле
ния

обеспечивалась

коллегиальность

принимаемых

решений,

выборность,

добровольность и сменяемость участников.
15.4.2.

На уровне отряда: через деятельность лидеров (командиров),

выбранных по инициативе и предложениям членов отряда, представляющих
интересыотрядавобщихделахорганизацииотдыхадетейиихоздоровления,при
взаимодействии с администрацией учреждения отдыха детей и их оздоровления.

15.4.3. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции детей направлена на формирование у детей ориентации на
активную жизненную позицию, инициативность, вовлечение их в совместную
деятельность в воспитательных целях.
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрениясоциальной
успешности детей строится на принципах:
публичности, открытости поощрений (информирование всех детей о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа
детей); соответствия символов и процедур награждения укладу организации
отдыха детей и их оздоровления, качеству воспитывающей среды, символике
организации отдыха детей и их оздоровления; прозрачности правил поощрения
(наличие

положения

о

награждениях,

соблюдение

справедливости

при

выдвижении кандидатур); регулирования частоты награждений (недопущение
избыточности в поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых); сочетания
индивидуального

и

коллективного

поощрения

в

целях

стимулирования

индивидуальной и коллективной активности детей, преодоления межличностных
противоречий между детьми, получившими и не получившими награды;
дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет
продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Система поощрения в организации отдыха детей и их оздоровления
включает

в

себя

обеспечивающих

набор

педагогических

стимулирование

средств,

индивидуального

приемов,
развития

методов,

ребенка

и

коллективного роста отряда.
Общелагерная система стимулирования отражает достижения отрядов в
наглядной и визуально привлекательной форме. Способами продвижения по
системе стимулирования являются победы в общелагерных мероприятиях и
высокие оценки экспертного совета.В завершении смены подводятся итоги, и
награждается отряд – лидер смены.
Отрядная система стимулирования готовится и реализуетсявоспитателемпедагогом в соответствии с игровой тематикой всей смены. Такая система

позволяет отмечать достижения и заслуги каждого члена отряда лично. Она
должна соответствовать возрасту, быть привлекательна и интересна детям,
наглядно демонстрировать продвижение от начала к завершению смены.
Символы, которые зарабатывают ребята в отряде, могут выдаваться лично
воспитателем-педагогом, а также по итогам голосования в отряде. Они могутбыть
одинаковыми и символизировать общую активность, включенность в отрядные
дела детей в течение дня. А могут быть посвящены 3–5 номинациям, таким как
лидер,

творец,

помощник,

дипломат,

активист

и

другим.

По

итогам

сменыдети,набравшиенаибольшееколичествосимволов,отмечаютсяпедагогомвоспитателем.
На социальном уровне поощрение представляет собой: вручение наград,
дипломов за участие и победу в конкурсных мероприятиях; объявление
благодарности ребенку родителю (родителям) или законному представителю
(законным представителям) за личные достижения; публичные поощрения
отрядных и индивидуальных достижений.
15.5. Модуль «Инклюзивное пространство».
Инклюзивное образовательное пространство строится как комфортная и
доступная среда для детей с особыми образовательными потребностями и
направлено на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья
(далее — ОВЗ), инвалидностью и адаптацию их в самостоятельной жизни.
При организации инклюзивного пространства создаются особые условия:
организационноеобеспечение(нормативно-правоваябаза);материальнотехническоеобеспечение,включаяархитектурнуюдоступность;кадровоеобеспечение,
в том числе комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ,
инвалидностью на протяжении всего периода его пребывания в организации
отдыха детей и их оздоровления.
Специальными задачами воспитания детей с особыми образовательными
потребностями являются:
-налаживание

эмоционально-положительного

взаимодействия

с

окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в

организации отдыха детей и их оздоровления;
-формирование доброжелательного отношения к детям и их семьям со
стороны всех участников воспитательного процесса;
-построение

воспитательной

работы

с

учетом

индивидуальных

особенностей и возможностей каждого ребенка.
При организации воспитания детей с ОВЗ, инвалидностью следует
ориентироваться на:
формирование

личности

ребенка

с

особыми

образовательными

потребностями с использованием соответствующих возрасту и физическому и
(или) психическому состоянию методов воспитания;
создание оптимальных условий совместного воспитания детей с особыми
образовательными

потребностями

и

их

сверстников

с

использованием

вспомогательных технических средств коллективного и индивидуального
пользования и педагогических приемов, организацией совместных форм работы
вожатых, воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителейдефектологов;
личностно-ориентированный

подход

в

организации

всех

видов

деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Ключевым условием создания инклюзивного пространства является
равноправное включение в общий воспитательный процесс всех участников
смены (детей с ОВЗ, детей с особыми образовательными потребностями, их
нормативноразвивающихсясверстников,воспитателей,вожатых,педагоговпсихологов).

15.6. Модуль «Профориентация».
Воспитательная деятельность по профориентации включает в себя
профессиональное просвещение, диагностику и консультирование по
проблемам профориентации, организацию профессиональных проб и
осуществляется через:
профориентационные

игры:

симуляции,

сюжетно-ролевые

и

деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо
принять

решение,

занятьопределеннуюпозицию),расширяющиезнаниядетейотипахпрофесс
ий,о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или
иной интересной детям профессиональной деятельности.
15.7. Модуль

«Коллективная

социально

значимая

деятельность в Движении Первых».
Предусмотрено включение в Программу воспитательной работы
мероприятий Программы смен «Содружество Орлят России» для детских
лагерей Российской Федерации, Программы профильной смены для
организаций

отдыха

детей

и

их

оздоровления,

направленнойнаразвитиелидерскихикоммуникативныхкачествдетей7–
17лет,«ВремяПервых:СЛЕДУЙЗАМЕЧТОЙ!»
Целью программы является создание условий для личностного
развития

и

самоопределения

жизнедеятельности,

участников,

обеспечивающая

то

есть

сознательное

организация
выявление

и

утверждение собственной позиции, готовность к участию в деятельности
Движения. Задачи программы:
–

сформировать у участников представление о Движении путем

популяризации миссии, ценностей, направлений его деятельности;
– создать условия для осознанного выбора участниками одного
или нескольких направлений деятельности Движения;
– обеспечить
гражданско-

возможности

патриотического

для

воспитания

духовно-нравственного,
участников

на

основе

традиционных российских духовно-нравственных ценностей, истории и
культуры страны;
– обеспечить

возможности

для

включения

участников

в

социально значимую деятельность созидательного характера;
– выстроить систему дальнейшего взаимодействия участников
между
собой,с первичными, местными и региональными отделениями Движения.
16. Вариативные содержательные модули.
16.1. Модуль «Кружки и секции».
Дополнять программу смены в условиях организации отдыха
детей и их оздоровления будет деятельностькружков дополнительного
образования:
«Танцуй ,лето»;
«Быстрее! Выше! Сильнее!»;
«Звонкие голоса».
16.2. Модуль «Проектная деятельность».
Проектная деятельность в условиях организации отдыха детей и их
оздоровления реализуется в форме конкурсов детских проектов по
лагерным темам.
В процессе работы над проектом участники смены самостоятельно
занимаются поиском необходимой информации, выдвигают гипотезы,
анализируют, обобщают проработанные материалы, учатся обосновывать
и доказывать предполагаемые выводы и результаты, повышая тем самым
свой интеллектуальный уровень, расширяя кругозор.
Воспитательный потенциал проектной деятельности заключается в
коллективном

взаимодействии

(коллективно-творческие

дела),

обсуждении решений, развитии и формировании коммуникативных
компетенций, в том числе навыков делового общения, сотрудничества и
продуктивного взаимодействия.
17.При планировании и реализации содержания программы

воспитательной работы летнего лагеря с дневным пребыванием детей
«Солнышко», организованного МКОУ «Солдатско-Степновская СШ»
обеспечивается интеграция смысловой основы и единых воспитательных
линий, включая каждое пространство, в котором ребенок совместно с
коллективом

реализует

и

развивает

свои

способности.

Уровни

реализации содержания включают в себя:
При

планировании

и

реализации

содержания

Программы

используются следующие уровни воспитательной работы:
17.1. Общелагерный

уровень,

который

определяет

установки

содержания

и

демонстрациюценностногоотношенияпокаждомуизсмысловыхблоков:«М
ир»,
«Россия» (включая региональный компонент), «Человек». Каждая
встреча всех участников смены, включая все направления и всех
специалистов,
участниками

представляет

собой

эмоционального

опыта,

совместное

«проживание»

способствующего

принятию

ценностей, определяющих воспитательный компонент.
17.2. Межотрядный уровень, который позволяет расширить спектр

коммуникативногопространствадляребенка.Событияорганизуютсяисходя
из
Возрастных особенностей и предполагают реализацию содержания по
нескольким отрядам.Одной из эффективных и универсальных форм работы
на данном уровне является гостевание отрядов («отряд в гостях у отряда»),
которое предполагает взаимную подготовку и знакомство друг друга с
особенностями своего уклада.
17.3. Групповой уровень, который соотносится с реализацией

содержания в формате объединений детей из разных отрядов в рамках
единого

выбранного

самимидетьминаправления:секции,студииикружки,органысамоуправлени
яна

общелагерном

уровне.

Особенность

работы

заключается

в

разновозрастном формате совместной деятельности.
17.4. Отрядный

воспитывающим

уровень,

который

пространством,

является

создающим

ключевым

уникальную

среду

совместного проживания и совместного творчества детей и взрослых.
Реализация

воспитательного

потенциала

отрядной

работы

предусматривает:
- планированиеипроведениеотряднойдеятельности;
- поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления
им

возможности

обсуждения

и

принятия

решений,

создание

благоприятной среды для общения; доверительное общение и поддержку
детей в решении проблем, конфликтных ситуаций;
- организацию интересных и полезных для личностного развития
ребенка совместных мероприятий, позволяющих вовлекать в них детей с
разными потребностями, давать им возможности для самореализации,
устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них
наставником, задающим образцы поведения; вовлечение каждого
ребенка в отрядные дела иобщелагерные мероприятия в разных ролях:
сценаристов,

постановщиков,

исполнителей,

корреспондентов

и

редакторов, ведущих, декораторов и других;
- формирование
коллектив)

через

и

игры,

сплочение
элементы

отряда

(временного

тренингов

на

детского

сплочение

и

командообразование, огонек знакомства, визитные карточки отрядов;
- предъявление единых требований по выполнению режима и
распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению,
санитарно-гигиенических требований;
- принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым
они будут следовать в организации отдыха детей и их оздоровления, а
также символов, названия, девиза, эмблемы, песни, которые подчеркнут
принадлежность к конкретному коллективу;
- диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций,

выявление лидеров, референтных групп, непопулярных детей через
наблюдение, игры, анкеты;
- аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации,
мероприятия, анализ смены, результатов;
- поддержку детских инициатив и детского самоуправления через
деятельность лидеров, выбранных по инициативе и предложениям
членов отряда представляющих интересы отряда в общих делах
организации отдыха детей и их оздоровления, при взаимодействии с
администрацией организации отдыха детейи их оздоровления. При
формировании структуры отрядного самоуправления применяется метод
чередования творческих поручений;
- проведение сбора отряда: хозяйственный сбор, организационный
сбор, утренний информационный сбор отряда и другие;
- проведение огоньков (особое межличностное внутригрупповое
камерное

общение,

доброжелательностью,

отличающееся

эмпатичностью

и

откровенностью,
поддержкой):

огонек

знакомства, огонек организационного периода, огонек- анализ дня,
огонек прощания, тематический огонек, коллективное обсуждение
отрядом и педагогами прожитого дня, анализ проведенных акций и
складывающихся в отряде взаимоотношений;
-

организация коллективно-творческих дел (КТД). КТД как

особый тип формы воспитательной работы, как социальная деятельность
детской

группы

направленанасозданиеновогопродукта(творческогопродукта),улучшающе
го
окружающуюдействительность(основуданнойметодикисоставляетколлекти
вная творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена
коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до
анализа).
18.Система

индивидуальной

работы

с

ребенком,

а

также

психолого- педагогического сопровождения детей и подростков в
условиях организации отдыха детей и их оздоровления направлена на
создание

комфортных

условийдля

развития

коммуникативной

компетенции у воспитанников.

III. Организационный раздел
19.Особенности воспитательной работы влагере с дневным
пребыванием детей «Солнышко», организованном

МКОУ «Солдатско-

_Степновская СШ» обусловлены прежде всего ресурсным потенциалом,
продолжительностью пребывания ребенка в организации отдыха детей и
их оздоровления в течение дня, его занятостью, в том числе обязательной
образовательной, а также средой, в которой реализуется Программа.
20.Лагерь

с

дневным

пребыванием

детей

«Солнышко»

организуется общеобразовательным учреждением МКОУ «Солдатско_Степновская СШ».Для учреждения с дневным пребыванием детей
характерны формы работы, не требующие длительной подготовки,
репетиций с участниками. Предпочтение отдается игровым, конкурсным
формам, использующим экспромт в качестве одного из методов. В связи
с тем, что основную часть педагогического коллектива лагеря с дневным
пребыванием

детей

составляют

педагогические

работники

общеобразовательной организации, в календарном плане воспитательной
работы преобладают привычные для образовательной организации
форматы.
26.

Уклад лагеря с дневным пребыванием задает расписание

деятельности учреждения и аккумулирует ключевые характеристики,
определяющие

особенности

воспитательного

процесса.

Уклад

учреждения включает ценности, принципы, нравственную культуру
взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат
российские

базовые

ценности,

определяетусловияисредствавоспитания,отражающиесамобытностьучре

ждения. На формирование уклада влияют региональные особенности:
исторические,

этнокультурные,

социально-

экономические,

художественно-культурные, а также тип поселения.
27. Уклад

лагеря

непосредственно

связан

с

такими

характеристиками, как
Открытость организации как социальной среды;
многопрофильность

и

вариативность

(разнообразие

видов

деятельности, подвижность межличностных контактов, интенсивность
отношений);
предопределенностьзаконов

и

традиций.
28.Элементами

уклада

являются:
Быт организации отдыха детей и их оздоровления является
элементом уклада повседневной жизни детей,сотрудников организациив
течение смены и формирует архитектурно-планировочные особенности
организации отдыха детей и их оздоровления (близость к природной
среде, благоустроенность, техническая оснащенность, инфраструктура
помещений для бытовых, досуговых, образовательных, спортивных и
других занятий).
Режим,

соблюдение

которого

связано

с

обеспечением

безопасности, охраной здоровья ребенка, представлен в таблице.
08.30-09.00
Сбордетей,зарядка
09.00-09.10
Утренняялинейка

Выполнение традиционного комплекса
физических упражнений, танцевальная
разминка
Перекличкаотрядов, информацияопредстоящих
событиях дня, поднятие государственного флага
РФ с исполнением Гимна РФ, разучивание
песен.

09.15-10.00
Завтрак
10.00-12.00–
Работа по программе лагеря,
по плану отрядов,
общественно-полезныйтруд,
Работа кружков и секций
12.00-13.00
Оздоровительные процедуры
13.00-14.00
Обед
14.00-14.30–
Свободное время

Начинается с творческой презентации и меню,
которая включаетинформацию о пользе
продуктов.
Рекомендуется разделить работу на два занятия
по 45минут с перерывоммеждунимивполчаса,
илина45 минут и60 минут с перерывом между
Ними в15минут.Обязательночередование
Спокойного иактивного видов деятельности.
Рекомендуются
подвижные
игры
и
прогулки на свежем воздухе, принятие
солнечных ванн.
Знакомство
отрядов
с
меню,
представленнымнаобед.
В это время дети могут поиграть в спокойные
настольныеигры,почитатькниги,порисовать.
Кроме того, педагог может использовать это
время для подведения с детьми итогов дня,
проведения анализа.

14.30
Уход домой

-

Корпоративная лагеря является элементом уклада и состоит из:
миссии организации отдыха детей и их оздоровления, сформированных
ценностей, правил и норм поведения, трудового этикета и стиля
взаимоотношений с детьми и их родителем (родителями) или законным
представителем

(законными

представителями),

внешнего

вида

сотрудников и детей.
Замысел смены состоит в том, чтобы, сохраняя и развивая облик
воспитательной системы лагеря, придать жизнедеятельности детей в этой
смене игровой (сюжетно-ролевой) смысл, что предоставит детям
возможность проявить инициативу, активность, оперировать близкими
им понятиями и ориентирами.
Втечениесменыкаждомуотрядупредлагаетсянаполнятьсвой
«чемоданчик»

необходимыми

вещами.

Такой

игровой

замысел

объясняется

идеей

накоплениябагажазнаний,опыта,полезныхпривычеквтечениевсейпрограм
мы. Каждый этап реализации смены предполагает своиспособы
оформления отрядного чемодана.
В первый день смены на общелагерном мероприятии участникам
презентуется игровая модель смены и соответствующая ей общелагерная
система стимулирования.
После этого каждый отряд получает ватман с изображенным
чемоданом и в течение отрядного времени может обсудить, как он
должен выглядеть, и разукрасить его. В обращениях к участникам можно
периодически
надежности

прибегать
команды:

к

сравнению

«как

каждая

надежности
стенка,

чемодана

элемент

и

чемодана

поддерживает общий груз багажа, так и мы в нашем отряде должны
поддерживать

друг

друга,

чтобы

легче

справляться

со

всеми

трудностями».
Во второй день смены проходят организационные сборы отрядов,
на которых выбирают командира (лидера) отряда, его название,
определяют цели и перспективы развития коллектива. А значит, это
должно быть отражено на отрядном чемодане в виде бирки с названием и
наклеек, символизирующих качества, ориентиры отряда. Таким образом,
отряды приобретают свой уникальный имидж. В рамках игрового
замысла наклейки и бирки объясняются особенностью каждого
чемодана, историей его путешествий, желанием хозяина сделать его
заметным и узнаваемым.
В течение основного периода смены каждый день участники
знакомятся с новыми направлениями Движения и могут получить символ
тематического дня, который «складывают» в чемодан. Символы бывают
трех видов – маленький, средний и крупный. Они распределяются в
зависимости от достижений отряда в течение дня (сумма баллов за
призовые места и оценка экспертного совета). Количество выдаваемых

ежедневно маленьких, средних и крупных «предметов» может быть
определено педагогическим отрядом самостоятельно.
В

завершающий

период

смены

в

контексте

игрового

замыслабудут подведены итоги на трех уровнях: личном, отрядном и
общелагерном. На общелагерном уровне в рамках итогового сбора будет
выбран отряд-лидерпо количеству собранных крупных, средних и
маленьких «предметов». На уровне отряда в рамках прощального
огонька детский коллектив сможет проанализировать, какие события
давались

им

легче,

в

каких

они

были

успешнее,

чтовызывалотрудности,чтоподарилосамыеяркиевпечатления,строясвои
воспоминанияпоразмерамсобранныхпредметов.Наличномуровнекаждыйуч
астник смены в рамках итогового сбора заполнит свой «билет на самолет»,
выстраивая

свой

ближайший

маршрут

развития.

Ребенок

сможет

вспомнить,какое из направлений Движения заинтересовало его больше
всего, и выписать себе билет на ближайшие проекты, события, конкурсы,
связанные с выбранным направлением. Использование такой наглядной
системы поощрения, во-первых, обеспечит соревновательность отрядов,
стимулируя их к активной деятельности. Во-вторых, позволит каждому
отряду оценивать свои текущие достижения и корректировать работу. Втретьих, позволит детям легче запоминать события прожитых дней и
усваивать их содержание, ассоциируя с конкретным символом. Вчетвертых, в доступной и наглядной форме продемонстрирует участникам
механизм самосовершенствования, развития личности через накопление
багажа знаний и опыта
Символическое пространство организации отдыха детей и их
оздоровления включает в себя традиции, правила, легенды, кричалки,
песенно-музыкальную культуру, ритуалы.
Каждый

элемент

символического

пространствалагеря

имеетусловный (символический) смысл и эмоциональную окраску, тесно
связанную по своейсути и смыслу с целями, задачами, базовыми

ценностями и принципами жизнедеятельности лагеря, и государственной
политикой в области воспитания, используемые в практической
деятельности.
Песенно-музыкальная

культураоснована

на

отечественном

наследии, лучших образцах песенного и музыкального творчества,
дополняется музыкальными произведениями из копилкиорганизации
«Движение первых».
Легенды являются уникальным инструментом осознания ребенком
в процессе обсуждения с коллективом нравственных категорий,
ценностей, являющимися основой воспитательной работы в организации
отдыха детей и их оздоровления.
Замысел (легенда)смены

«Содружество Орлят России»

МКОУ

«Солдатско-_Степновская СШ » состоит в том,чтобы,сохраняя и
развивая

облик

воспитательной

системы

лагеря,придать

жизнедеятельностидетейвэтойсменеигровой(сюжетно-ролевой)смысл,
что предоставит детям возможность проявить инициативу, активность,
оперировать близкими им понятиями и ориентирами. В течение смены
каждому
отрядупредлагаетсянаполнятьсвой«чемоданчик»необходимымивещами.Т
акой игровой замысел объясняется идеей накопления багажа знаний,
опыта, полезных привычек в течение всей программы. В рамках
прощального огонька детский коллектив сможет проанализировать,
какие события давались им легче, в каких они были успешнее, что
вызывало трудности, что подарило самые яркие впечатления. На личном
уровне каждый участник смены в рамках итоговогосбора заполнит свой
«билет на самолет», выстраивая свой ближайший маршрут развития.
Ребенок

сможет

вспомнить,

какое

из

направлений

Движения

заинтересовало его больше всего, и выписать себе билет на ближайшие
проекты, события, конкурсы, связанные с выбранным направлением.
К символическому пространству относятся информационные

стенды

для

детей

воспитывающей

и

сотрудников,

среды.

отрядные

уголки,

Традиционные

дизайн

мероприятия

смены«Содружество Орлят России»:
-утренняялинейка;
- тематическиеогоньки;
-часыбезопасности(здоровья);
- рефлексия,оформлениеБагажазнаний,
- награждениявконцесменылидеровотрядов.
Ежедневные отрядные ритуалы позволят детям не только лучше
адаптироваться

и

быстрее

привыкнуть

к

условиям

лагеря,

нопомогутсплотить отряд, дать детям почувствовать себя членом
единого коллектива.
Воздоровительном учреждениибудутиспользоваться ритуалы:
-торжественные и памятные линейки (открытие 01 июля и
закрытие смены 24июля);
-ритуалыпочестигероям:возложениецветовкпамятникувоинам,
погибшим в годы ВОв;
- музыканаутреннейлинейке(гимнДвиженияПервых, Орлят России),
- особоеприветствиеотрядовсутра,
-речевкаидевизприпередвижениинамероприятие.
29.

РеализацияПрограммылагеря с
«Солнышко», организованного
СШ»включает в себя:

дневным пребыванием детей
МКОУ«Солдатско-_Степновская

29.1. 1 этап (1–2 дни смены) – организационное оформление
первичных коллективов (определение целей, задач смены, работа на
сплочение от рядов, определение перспектив деятельности).
Отрядные дела на данном этапе являются основным средством
формирования коллектива, его сплочения: КТД, в том числе малые
формы, игры, огоньки знакомств, организационные сборы отряда и
другие.
Общелагерные дела. В начале смены массовые дела отвечают

целям

и

задачам

организационного

периода

и

работают

на

формированиепервичных коллективов (отрядов), обеспечивают участие
детей в той деятельности, которая им предлагается (включение в
деятельность на когнитивном и эмоциональном уровне): общие сборы
лагеря, день визиток, ритуалы, маршрутно- диагностическая игра,
линейка открытия смены, классные встречи.
В роли организатора выступает педагогический отряд, задавая
образец, эталон для отрядов.
29.2.

2 этап (3–8 дни смены) – личностно ориентированное

информационное обеспечение и включение в деятельность (организация
мастер- классов, учебно-развивающих занятий, тематических клубов,
проведение обучающих общелагерных дел с целью формирования
знаний,

умений,

навыков

по

организации

конкретных

видов

деятельности).
На 2 этапе вводится система советов дела, в которые входят 1–3
представителя от каждого отряда для подготовки и проведения
общелагерного мероприятия согласно плану-сетке. Каждый совет дела
представляет свой проект мероприятия, в случае утверждения несет
полную ответственность за него перед лагерем и получает необходимые
полномочия для его организации. На данном этапе отряд является
организатором своего собственного выступления на общелагерном
мероприятии.

Для

этого

отряды

разбиваются

на

микрогруппы,

создаетсясистемачередованияпоручений,вожатыйорганизуетвсвоемотряд
едеятельность с учетом опыта детей. Для обеспечения качественной
подготовки выступления работают мастер-классы.
29.3. 3 этап (9–17 дни смены) – вариативное программирование
(выбор отрядами видов деятельности, конкретных общелагерных
событий и их реализация).
Отрядная

работа

строится

путем

выбора

и

подготовки

мероприятия, организатором которого становится детский коллектив.

Члены отрядазанимаются планированием работы, созданием сценария,
подготовкой и проведением мероприятия для всего лагеря, анализом
полученных

результатов.

Вожатый

организует

в

своем

отряде

деятельность по реализации программы. Образовательная программа
включает

в

себя

деятельность

тематических

клубов,

учебно-

развивающих занятий, на которых ребята могут получить недостающие
им знания, умения и навыки для организации раз личных видов
деятельности, в том числе для реализации программы отряда.
Педагогический коллектив на данном этапе является консультантом
отрядов.
29.4. 4 этап (18 день смены) – заключительный (подведение итогов
смены, выход на последействие).
Подведениеитоговсменыосуществляетсянаобщемитоговомсборе.
29.5 5 этап – этап последействия (предполагает работу с
участниками программы после завершения смены).
29.6.Анализ
пребыванием

воспитательной
детей

работы

«Солнышко»,

лагеря

с

организованного

дневным
МКОУ

«Солдатско-_Степновская СШ » осуществляется в соответствии с
целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными
результатами воспитанников.
Основным методом анализа воспитательной работы в организации
отдыха детей и их оздоровления является самоанализ с целью
выявления основных проблем и последующего их решения
Анализ проводится совместно спедагогическим составом, с
заместителем директора по воспитательной работес последующим
обсуждением результатов
напедагогическомсовете.
Основное внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с
качеством:
- реализациипрограммывоспитательнойработывлагеревцелом;

-работы конкретных структурных звеньев организации отдыха
детей и их оздоровления (отрядов, органов самоуправления, кружков и
секций);
- деятельностипедагогическогоколлектива;
-работы с родителем (родителями) или законным представителем
(законными представителями);
-работы с партнерами.
Итогом самоанализа является перечень достижений, а также
выявленных

проблем,

над

решением

которых

предстоит

работатьпедагогическому коллективу.
Итогом

результативности

воспитательной

работы

(самоанализа)является аналитическая справка, являющаяся основанием
для корректировки программы воспитания на следующий год.
30. Партнерское

взаимодействие

с

общественными

и

молодежными организациями в условиях организации отдыха детей и их
оздоровления
включающей

способствует
в

себя

успешной

совместную

реализации

деятельность

с

Программы,
различными

образовательными организациями, организациями культуры, спорта,
общественными и молодежными объединениями, иными юридическими
лицами, разделяющими в своей деятельности цель и задачи воспитания,
ценности и традиции уклада организации.

Привлечение

воспитательного

потенциала

партнерского

взаимодействия предусматривает:
-участиепредставителейорганизацийпартнероввпроведенииотдельных

мероприятий

в

рамках

данной

Программы и календарного плана воспитательной работы (выставки,
встречи,

тематические

дни,

государственные,

тематические праздники, торжественные мероприятия);

региональные,

-проведение на базе организаций-партнеров отдельных занятий,
тематических событий, отдельных мероприятий и акций;
-

социальные

проекты,

совместно

разрабатываемые

и

реализуемые детьми, педагогами с организациями-партнерами
Партнерское взаимодействие создает многоуровневую систему
поддержки учреждения и способствует более эффективной реализации
Программы воспитательной работы, развитию социальных навыков у
детей.
31. Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с

родительским

сообществом

-

родителями

(законными

представителями) детей предусматриваетследующие форматы:
информирование

родителя

(родителей)

или

законного

представителя (законных представителей) до началаработы лагеря об
особенностях

воспитательной

работы,

внутреннего

распорядка

и

режимас помощью информации на сайте организации, в социальных
сетях и мессенджерах;
- размещение информационных стендов в местах, отведенных
дляобщениядетейиродителя(родителей)илизаконногопредставителя(зако
нныхпредставителей),с информацией, полезной для родителей или
законных представителей федерального, регионального и общелагерного
уровня.
32. Кадровое

обеспечение

реализации

Программы

предусматривает механизм кадрового обеспечениялагеря с

дневным

пребыванием детей, организованного МКОУ « Солдатско-Степновская
СШ», направленный на достижение высоких стандартов качества и
эффективности в области воспитательной работы с детьми.
Начальник лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко»,
организованного МКОУ «Солдатско-Степновская СШ» назначается и
освобождается от должности директором образовательного учреждения в
порядке,

предусмотренном

Положением

о

лагере

с

дневным

пребыванием детей «Солнышко», организованном МКОУ «СолдатскоСтепновская СШ», Уставом ОУ.
Начальник лагеря непосредственно подчиняется директору ОУ
и заместителю директора по воспитательной работе.
Начальник лагеря создает систему воспитательной работы с
детьми в соответствии с Положением, Уставом ОУ и настоящей
должностнойинструкцией.
Квалификационныетребования:
- педагогическоеобразование;стажработынеменее3хлет. Должен знать:
Педагогику,
педагогическую
психологию,
достижения
современной психолого-педагогической науки и практики, основы
социологии,
физиологии,
гигиены
школьника,
трудовое
законодательство, правила и нормы охраны труда, законодательные
акты, нормативные документы по вопросам воспитания и социальной
защиты обучающихся.
Функциональныеобязанности:
- осуществляет контроль и анализ воспитательной деятельности
лагеря;
- анализируетиконтролируетработувоспитателейлагеря;
- планирует и организует воспитательную деятельность
коллектива лагеря;
- координируетдеятельностьвоспитателейидругихработниковлагеря;
- оказывает помощь воспитателям, музыкальным работникам,
руководителям физической культуры в составлении и координации
планов воспитательной работы;
- совместно с педагогическими работниками лагеря готовит и
проводит педагогические советы;
- проводит инструктаж о персональной ответственности
педагогических работников за жизнь, здоровье и безопасность
детей;
- продумываетосновныевопросысодержанияиорганизацииработыла
геря;
- обеспечиваетдолжноесанитарноесостояниепомещений,используе
мых для лагеря;
- осуществляетхозяйственнуюифинансовуюдеятельностьлагеря;

- организуетиконтролируетпитаниевоспитанниковлагеря;
- готовитотчетпослеокончаниясмены.
- консультирует все категории педработников, непосредственно
подчиняющихся начальнику лагеря, по организации и проведению
воспитательных мероприятий;
- составляет совместно с воспитателями план работы лагеря на
смену и подводит итоги работы;
- составляетграфикработыпедработниковлагеря;
- составляет
и
подбирает
методические
разработки
воспитательных мероприятий, сценариев праздников и т. п.
- поддерживает связь и привлекает к совместной деятельности с
лагерем различные учреждения и организации;
- осуществляетпостояннуюсвязьсотделомобразованияповопросам
организации воспитательной деятельности;
- привлекает родителей для участия в совместной деятельности по
улучшению процесса воспитания и отдыха детей в лагере.
Воспитатель лагеря назначается и освобождается от должности
директором ОУ из числа учителей в порядке, предусмотренном
Положением, Уставом ОУ.
Воспитатель
непосредственно
подчиняется
начальнику
лагеря.Воспитатель участвует в создании системы воспитательной
работы.
Квалификационные требования: педагогическое образование, стаж
работы не менеегода.
Должензнать:
Педагогику,
психологию,
достижения
современной
психолого- педагогической науки и практики, основы социологии,
физиологии, гигиены школьника,трудовое законодательство, правила и
нормы охраны труда, законодательные акты, нормативные документы по
вопросам воспитания и социальной защиты обучающихся.
Функциональныеобязанности:
- осуществляетсамоанализсвоейдеятельностисвоегоотряда;
- осуществляетсамоанализсвоейвоспитательнойдеятельности.
- планируетиорганизуетвоспитательнуюдеятельностьсвоегоотряда;
- изучаетособенностиразвитиякаждогоребенка,егоэмоциональное
самочувствие;
- изучаетсклонности,интересы,сферударованийребенка,подбирая
каждому определенный вид деятельности;
способствует созданию благоприятной атмосферы и

морально-психологического климата для каждого
воспитанника в отряде;
развивает отрядное самоуправление, приучая к
самоорганизации, ответственности, готовности и умению
принимать жизненные решения;
помогает воспитанникам решать проблемы в
отношениях
с воспитателями, товарищам;
помогает каждому ребенку адаптироваться в
коллективе,
занять удовлетворяющий его социальный
статус среди других воспитанников.
- составляет план воспитательной работы на смену и подводит
итоги своей работы;
составляет и подбирает методические разработки
воспитательных мероприятий, сценариев, праздников и т. п.
Несет ответственность:
-закачествовоспитательнойиоздоровительнойдеятельности.
- занарушениеправисвобод.
В качестве мотивации и поддержки педагогических работников
используются: благодарственные письма, грамоты за добросовестную
работу, предоставление отгулов при осуществлении работы в выходные,
праздничные дни.
Методическоеобеспечениедеятельностивожатскопедагогическогосостава осуществляетсячерез официальный сайт «Будь
вдвижении» Движение Первых. https://будьвдвижении.рф
33. Методическое

предназначено

для

обеспечение

специалистов,

реализации

ответственных

Программы
за

реализацию

содержания программы смены.
Методическое сопровождение Программы летнего лагеря с дневным
пребыванием детей «Солнышко»
«Содружество Орлят России», организованного МКОУ «СолдатскоСтепновская

СШ»

осуществляется

следующим

образом.

НаосновеФедеральнойпрограммывоспитательнойработысоздаетсяПрогра
ммавоспитательнойработы лагеря,послечегоформируется календарный
план

(план-сетка)

с

учетом

регионального

компонента

и

соответствующих срокам проведения смены памятных дат, отражая тип
организации, длительность и тематику смены, игровую модель,
интегрируя инвариантные и вариативные модули.
Специалистами, ответственными за реализацию содержания
Программы

(начальником

лагеря,

воспитателями,инструктором

по

физической
культуре),создаетсяметодическийкомплекс,включающийтиповыесценари
иключевыхсобытий, памяткииинструкции, дидактические

материалы,

диагностическиематериалы.Методическое
обеспечениеключевыхсобытий

содержитсявметодическомпособии:

Программапрофильнойсменыдля

организаций

отдыхадетейиихоздоровления,направленная наразвитие

лидерских

и

коммуникативных качеств детей 7–13 лет, методическое пособие / авт.сост.

А.А.Корсакова,А.Г.Самохвалова;

«Содружество
ФедерацииП

Орлят
78

России»

(сборник)

/

Программы

для

детских

А.В.

Джеус,

смен

лагерей
Л.В.

Российской

Спирина,

Л.Р.

Сайфутдинова, О.В. Шевердина, Н.А. Волкова, А.Ю. Китаева, А.А.
Сокольских, О.Ю. Телешева – Ставрополь: Сервисшкола, 2022 – 172 с.
Материально-техническоеобеспечениереализацииПрограммы:
- флагшток (в том числе переносной), Государственный флаг
Российской Федерации, флаг субъекта Российской Федерации, флаг
района;
-

музыкальное

оборудование

и

необходимые

для

качественного музыкального оформления фонограммы, записи
(при наличии);
- оборудованные локации для общелагерных и отрядных
событий, отрядные места, отрядные уголки (стенды);
- спортивныеплощадкииспортивныйинвентарь;
-

канцелярские

принадлежности

в

необходимом

количестве

для качественного оформления программных

событий;
- комплект сувенирной продукции с логотипом Движения
Первых и символикой тематической программы: форма педагогического
отряда, футболки участников, панамы участников, блокноты, ручки,
бейджи;
– комплект оборудования для оформления мероприятий с
символикой Движения Первых и тематической программы:банеры,
растяжки, виндеры;
- набор оборудования для обеспечения реализации конкретных
мероприятий план-сетки: костюмы, реквизит, декорации;
- специальное

оборудование,

которое

необходимо

обеспечения инклюзивного пространства (не требуется).

для


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».