I. Общие положения
Программа воспитательной работы тематической смены «Содружество
Орлят
России»
лагеря
с
дневным
пребыванием
детей
«Солнышко»,
организованного муниципальным казенным общеобразовательным учреждением
«Солдатско-Степновская средняя школа» Быковского муниципального района
Волгоградской области (далее - Программа) разработана в соответствии с
Федеральным законом от 28.12.2024 №543-ФЗ1 и на основании Федеральной
программы воспитательной работы для организаций отдыха детей и их
оздоровления, утвержденной Приказом Министерства просвещения Российской
Федерации № 209 от 17.03.20252.
1.
Данная
Программа
обеспечивает
единство
воспитательного
пространства, ценностно-целевого содержания воспитания и воспитательной
деятельности в организациях отдыха детей и их оздоровления.
2.
Программа направлена на сохранение и укрепление традиционных
российских духовно-нравственных ценностей, к которым относятся жизнь,
достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность,
служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные
идеалы,
крепкая
материальным,
семья,
гуманизм,
созидательный
милосердие,
труд,
приоритет
справедливость,
духовного
над
коллективизм,
взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность
поколений, единство народов России3.
3.
Программа разработана с учетом возрастных и психологических
особенностей участников, направлена на формирование у них патриотизма,
социальной ответственности и уважения к многообразию культур народовРоссии,
а
также
развитие
личностных
качеств,
способствующих
успешной
социализации,формированиюэкологическогосознанияиэстетическоговкуса,
1http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202412280047?ysclid=m98ot2k3mj173695274
Федеральный закон от 28.12.2024 №543 «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных
гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (об обязательном наличие сайта и Программы
воспитательной работы)
2http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202503310005?ysclid=m99fsnuip5730462319Приказ
Министерства просвещения Российской Федерации от 17.03.2025 № 209 «Об утверждении федеральной
программы воспитательной работы для организаций отдыха детей и их оздоровления и календарного плана
воспитательной работы» (Зарегистрирован 31.03.2025 № 81693)
3http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502Указ Президента Российской Федерации от 9 ноября 2022 г. №
809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных
российских духовно-нравственных ценностей»
развитию способностей к самовыражению в различных видах творчества и
уважительного отношения к труду, укреплению ценности семьи, дружбы, труда и
знаний, поддержанию физического и психологического здоровья.
4.
Методологической основой разработки и реализации Программы
воспитательной
работы
являются
два
основных
подхода:
системно-
деятельностный и аксиологический.
Системно-деятельностный
подход
подразумевает
организацию
воспитательной деятельности, в которой главное место отводится активной,
разносторонней, самостоятельной познавательной деятельности ребенка и
специальнымобразоморганизованнойсовместнойдеятельностидетей,вожатыхи
педагогических работников в условиях временного детского коллектива или
временных детских групп, развитию их субъектной позиции.
Аксиологический подход подразумевает систему педагогических техник и
методов, которые способствуют развитию у детей и молодежи нравственных
качеств, ценностного восприятия мира, пониманию места ценностей в
окружающей действительности, формированию стремления к непрерывному
саморазвитию.
5.
Принципы реализации Программы:
- Принцип единого целевого начала воспитательной деятельности;
- принцип системности, непрерывности и преемственности воспитательной
деятельности;
- принцип единства концептуальных подходов, методов и форм воспитательной
деятельности;
- принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников и их
групп;
- принцип приоритета конструктивных интересов и потребностей детей;
- принцип реальности и измеримости итогов воспитательной деятельности.
I. Целевой раздел Программы
6.
Целью Программы является актуализация, формирование и внедрение
единых подходов к воспитанию и развитию детей и молодежи в сфере
организации отдыха и оздоровления детей в преемственности с единой системой
воспитания и государственной политики в области образования подрастающего
поколения в Российской Федерации.
7.
Задачами Программы являются:
- разработка единых подходов к воспитательной работе педагогического
коллектива организации отдыха детей и их оздоровления, а также иных
организаций, осуществляющих воспитательные, досуговые и развивающие
программы в сфере детского отдыха;
-
внедрение
единых
принципов,
методов
и
форм
организации
воспитательной деятельности организации отдыха детей и их оздоровления в их
применении к процессу воспитания, формирования и развития субъектности
детей в условиях временного детского коллектива;
-разработка и внедрение единых подходов к развитию инструментов
мониторинга и оценки качества воспитательного процесса при реализации
Программы в организации отдыха детей и их оздоровления, а также в иных
организациях, осуществляющих воспитательные, досуговые и развивающие
программы в сфере детского отдыха.
8. При реализации цели Программы учитываются возрастные особенности
участников смены лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко»,
организованным МКОУ «Солдатско-Степновская СШ»:
7—11лет—дети младшего школьного возраста.
9. Конкретизация цели воспитательной работы применительно к возрастным
особенностям детей позволяет выделить в ней следующие целевые приоритеты:
9.1.
В воспитании детей младшего школьного возраста целевым приоритетом
является создание благоприятных условий для усвоения участниками социально
значимых знаний — базовых норм поведения и культурно-исторических
традиций общества. Воспитание в этом возрасте направлено на формирование у
детей представлений о гражданских, нравственных и эстетических ценностях,
развивает чувство принадлежности к семье, коллективу и Родине.
9.2. В воспитании детей среднего школьного возраста целевым приоритетом
является создание условий для развития социально значимых и ценностных
отношений. Воспитательная работа в этом возрасте направлена на формирование
самостоятельности в принятии решений, осознанного отношения к гражданским
обязанностям, уважения к традициям и культурным ценностям, развивает
способность к социальной активности и навыки взаимодействия с окружающими.
10. Разделы Программы раскрывают особенности формирования содержания
воспитательной работы, а блоки «Мир», «Россия», «Человек» определяют
ключевые сквозные векторы содержания инвариантных и вариативных модулей в
воспитательной работе
летнего лагеря с дневным пребыванием детей
«Солнышко»,организованного МКОУ «Солдатско-Степновская СШ».
II. Содержательный раздел
11. В основу каждого направления воспитательной работы в летнем лагере с
дневным пребыванием детей «Солнышко», организованном МКОУ «СолдатскоСтепновская
СШ»
заложены
базовые
ценности,
которые
способствуют
всестороннему развитию личности и успешной социализации в современных
условиях.
Основные
направления
воспитательной
работы
лагеря
дневного
пребывания включают в себя:
гражданское
воспитание:
формирование
российской
гражданской
идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к
многонациональному народу России как источнику власти в российском
государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, знание и
уважение прав, свобод и обязанностей гражданина Российской Федерации;
патриотическое воспитание: воспитание любви к своему народу и
уважения к другим народам России, формирование общероссийской культурной
идентичности;
духовно-нравственное воспитание: воспитание детей на основе духовнонравственной культуры народов России, традиционных религий народов России,
формирование традиционных российских семейных ценностей;
эстетическое воспитание: формирование эстетической культуры на
основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим
образцам отечественного и мирового искусства;
трудовое воспитание: воспитание уважения к труду, трудящимся,
результатам
труда
(своего
и
других
людей),
ориентации
на
развитие
самостоятельности, трудовую деятельность, получение профессии, личностное
самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском
обществе, на достижение выдающихся результатов в труде, профессиональной
деятельности;
физическое воспитание, формирование культуры здорового образа
жизни и эмоционального благополучия: компонент здоровьесберегающей
работы, создание благоприятного психологического климата, обеспечение
рациональной
и
безопасной
организации
оздоровительного
процесса,
эффективной физкультурно-оздоровительной работы, рационального питания,
создание безопасной среды, освоение детьми норм безопасного поведения в
природной, социальной среде, чрезвычайных ситуациях;
экологическое воспитание: формирование экологической культуры,
ответственного,бережногоотношениякприроде,окружающейсреденаоснове
российскихтрадиционныхдуховныхценностей;познавательноенаправлениевоспитан
ия: стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям,
образованию с учетом личностных интересов и общественных потребностей.
12. В общем блоке реализации содержания «Мир» учитываются такие
категории, как мировая культура, знакомство с достижениями науки с античных
времен до наших дней, вклад российских ученых и деятелей культуры в мировые
культуру
и
науку;
знакомство
с
духовными
ценностями
Содержание блока «Мир» реализуется в следующих формах:
человечества.
-
исторические
игры,
информационные
часы,на
которых
детям
демонстрируются образцы нравственного поведения через знакомство с
историческими деятелями науки и культуры разных стран и эпох, с героямизащитниками Отечества;
-
игровые
форматы,
направленные
на
знакомство
с
мировым
и
общероссийским культурным наследием литературы, музыки, изобразительного
творчества, архитектуры, театра, балета, кинематографа, мультипликации;
-тематические мероприятия, направленные на формирование культуры мира,
позволяющие детям осознать важность уважения к разнообразию культур и
народов, развить навыки гармоничного взаимодействия и сотрудничества;
-события и мероприятия, отражающие ценности созидания и науки:
стремление к познанию себя и других людей, природы и общества, к знаниям,
образованию, создание единого интеллектуального пространства, позволяющего
популяризировать формы детского интеллектуального досуга: проведение
интеллектуальных и познавательных игр;
- организацияконструкторской,исследовательскойипроектнойдеятельности;
-просмотр научно-популярных фильмов;
-мероприятия и дела, направленные на изучение России, русского языка и
языков народов России, родного края, населенного пункта как культурного
пространства, фольклорные праздники в контексте мировой культуры и
нематериального наследия;
-тематическиебеседыидиалогинатемудуховнонравственноговоспитания;проведение обсуждений на темы морали, духовных
ценностей, честности, справедливости и милосердия.
13.В общем блоке реализации содержания «Россия» реализуются пять
комплексов мероприятий:
13.1. Первый комплекс мероприятий связан с народом России, его тысячелетней
историей, общероссийской культурной принадлежностью и идентичностью,
историческим единством народа России, общностью его исторической судьбы,
памятью предков, передавших любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и
справедливость.
Формы мероприятий:
-Торжественная церемония подъема (спуска) Государственного флага
Российской
Федерации
в
день
открытия
(закрытия)
смены
и
в
дни
государственных праздников Российской Федерации, а также ежедневные
церемонии подъема (спуска) Государственного флага Российской Федерации;
тематические дни; использование в работе материалов о цивилизационном
наследии России, включающих знания о родной природе, достижения культуры и
искусства, изобретения и реализованные масштабные проекты.
13.2. Второй
безопасностью,
комплекс
защитой
мероприятий
российского
связан
общества,
с
народа
суверенитетом
России,
и
памяти
защитников Отечества и подвигов героев Отечества, сохранением исторической
правды. Форматы мероприятий:
проведение тематических занятий о героизме и мужестве, раскрывающих
важность сохранения памяти о подвигах наших предков, защитивших родную
землю и спасших мир от фашистской агрессии, о геноциде советского народа, о
военных преступлениях нацистов, которые не имеют срока давности; проведение
встреч с героями России; посещение мемориальных комплексов и памятных мест,
посвященных увековечиванию памяти мирных жителей, погибших от рук
нацистов и их пособников в годы Великой Отечественной войны.
13.3. Третий комплекс мероприятий направлена служение российскому
обществу
и
исторически
сложившемуся
государственному
единству,
и
приверженности Российскому государству и раскрывает многообразие
национальностей России, российского общества: национальные общины, религии,
культуры, языки.
Реализация данных мероприятий
строится на основе
взаимодействия с
Общероссийским общественно-государственным движением детей и молодежи«Движение Первых».
13.4. Четвертый
комплекс
мероприятий
государственным языком Российской Федерации.
связан
с
русским
языком-
Формы мероприятий:
организация выставок книг, посвященных русскому языку, русской
литературе и русской культуре; культурно-просветительские мероприятия,
направленные на знакомство с историей и богатством русского языка, его ролью
в культуре и искусстве: лекции, беседы, литературные вечера, посвященные
выдающимся писателям, поэтам и языковым традициям России.
- проекты, включающие игры и акции, связанные с орфографией и
пунктуацией,
направленные
на
развитие
языковой
грамотности
через
увлекательные форматы, а также конкурсы, посвященные русскому языку,
которые помогают детям и подросткам раскрыть творческий потенциал, в том
числе сочинений, стихов или эссе на темы, связанные с языковыми ценностями,
вдохновляющие на самовыражение, показывают красоту русского слова,
отрядные события по мотивам русских народных сказок; литературные
конкурсы, конкурсы чтецов; реконструкция русских народных праздников;
проекты по собранию русских пословиц и поговорок; крылатых выражений о
родстве, дружбе, верности и других нравственных ориентирах.
13.5. Пятый комплекс мероприятий связан с родной природой (малой
Родины, своего края, России), с ответственностью за сохранение природы перед
будущими поколениями и бережным отношением в использовании природных
ресурсов.
Формы мероприятий:
экологические игры, актуализирующие имеющийся опыт и знания детей;
экскурсии по территории, знакомящие детей с природными объектами,
позволяющиеизучатьприродныеобъектывестественнойсреде,обеспечивающие
взаимосвязь
и
взаимозависимость
в
целостной
экосистеме;
беседы
об
особенностях родного края; акции, демонстрирующие преимущества раздельного
сбора твердых коммунальных отходов, повторного использования, бережного
отношения к ресурсам: воде, электричеству, которые учат детей минимизировать
или ликвидировать вред, наносимый природе; свод экологических правил в
отряде и в целом в организации отдыха детей и их оздоровления; ведение
дневника погоды (для детей младшего школьного возраста),конкурс рисунков,
плакатов, инсценировок на экологическую тематику .
14.Общий блок реализации содержания «Человек» отражает комплекс
мероприятий, направленных на воспитание культуры здорового образа жизни,
личной и общественной безопасности.
Реализация воспитательного потенциала данного блока предусматривает:
проведение физкультурно-оздоровительных,спортивных мероприятий:
зарядка,
спортивные
игры
и
соревнования;
беседы,
направленные
на
профилактику вредных привычек и привлечение интереса детей к занятиям
физкультурой и спортом; создание условий для физической и психологической
безопасности ребенка в условиях организации отдыха детей и их оздоровления,
профилактика травли в детской и подростковой среде, психолого-педагогическое
сопровождение
воспитательного
процесса
в
организации;
проведение
целенаправленной работы всего педагогического коллектива по созданию
эффективной
профилактической
жизнедеятельности
как
условия
среды
успешной
и
обеспечение
безопасности
воспитательной
деятельности;
проведение инструктажей и игр, знакомящих с правилами безопасного поведения
на дорогах и в транспорте, правилами пожарной безопасности, правилами
безопасности при занятиях спортом, правилами поведения на водоемах,
правилами поведения в общественных местах ,правилами поведения при
массовом
скоплении
людей;проведениетренировочнойэвакуацииприпожареили
обнаружении взрывчатых веществ; разработка и реализация разных форм
профилактических
воспитательных
мероприятий:
антиалкогольные,
против
курения, безопасность в цифровой среде, против вовлечения в деструктивные
группы в социальных сетях, в деструктивные молодежные, религиозные
объединения, субкультуры, информирующие о безопасности дорожного движения,
противопожарной безопасность, гражданской обороны, антитеррористической,
антиэкстремистской
безопасности;
организация
превентивной
работы
со
сценариями социально одобряемого поведения, развитие у детей навыков
рефлексии, самоконтроля, устойчивости к негативному воздействию, групповому
давлению;
поддержка
инициатив
детей,
вожатых
и
педагогическихработниковвсфереукреплениябезопасностижизнедеятельности,
профилактики
правонарушений,
девиаций,
альтернативной девиантному поведению
организация
деятельности,
познание (путешествия), испытание
себя(походы,спорт),значимоеобщение,любовь,творчество,деятельность(втом числе
профессиональная, религиознодуховная, благотворительная, искусство);
мероприятия, игры, проекты, направленные на формирование у детей и
подростков социально-ценностного отношения к семье как первоосновы
принадлежности к многонациональному народу России, Отечеству; игры,
проекты, мероприятия, направленные на формирование бережного отношения к
жизни человека, личностной системы семейных ценностей, воспитанных в
духовных и культурных традициях российского народа; подготовка детей и
подростков к осознанному выбору жизненного пути с ориентацией на создание
крепкой и счастливой семьи с использованием проектной деятельности,
различных игр, акций и мероприятий.
15.
Инвариантныеобщиесодержательныемодуливключают:
15.1. Модуль«Спортивно-оздоровительная работа»
Спортивно-оздоровительная
работа
в
летнем
лагере
с
дневным
пребыванием детей «Солнышко», организованном МКОУ «Быковская СШ №
1»включает в себя организацию оптимального двигательного режима с учетом
возраста детей и состояния их здоровья. Физическое воспитание реализуется
посредством:
физкультурно-оздоровительных занятий, которые проводятся с детьми по
графику, максимально на открытых площадках; различных видов гимнастик,
утренней вариативной зарядки (спортивная, танцевальная, дыхательная, беговая,
игровая); спортивно-массовых мероприятий, предполагающих спартакиады,
спортивныесоревнования,праздники,викторины,конкурсы;организацииработы по
знакомству с правилами здорового питания с использованием материалов
официального сайта Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека «здоровое-питание.рф».
Спортивно-оздоровительная
работа
строится
во
взаимодействии
с
медицинским персоналом с учетом возраста детей и показателей здоровья.
15.2. Модуль«Культура России».
Данный
модуль
реализуется
в
целях
содействия
формированию
нравственной, ответственной, самостоятельно мыслящей, творческой личности,
соотносится с задачами государственной политики в области интересов детей, а
также в части поддержки и сохранения традиционных российских духовнонравственных ценностей, а также является инструментом передачи свода
моральных,
этических
и
эстетических
ценностей,
составляющих
ядро
национальной российской самобытности, в деятельности организаций отдыха
детей и их оздоровления.
Воспитательная
работа
предполагает
просмотр
отечественных
кинофильмов, спектаклей, концертов и литературно-музыкальных композиций;
участие в виртуальных экскурсиях и выставках; проведение «громких» чтений,
чтенийпоролям;постановкиспектаклей;реализациюиныхформмероприятийна
основе
и
с
привлечением
произведений,
созданных
отечественными
учреждениями культуры, в том числе в рамках тематического дня.
15.3. Модуль «Психолого-педагогическое сопровождение».
Комплексная работа педагога-психолога включает в себя вариативность
направлений психолого-педагогического сопровождения детей на протяжении
всегопериодаихпребыванияворганизацииотдыхадетейиихоздоровления:сохранени
е и укрепление психического здоровья детей; содействие в раскрытии
творческого потенциала детей и их способностей, выявление и психологическая
поддержка одаренных детей, детей с особыми образовательными потребностями;
психолого-педагогическая поддержка детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации, детей ветеранов боевых действий; детей участников (ветеранов)
специальной военной операции; формирование коммуникативных навыков в
разновозрастной среде и среде сверстников; поддержка детских объединений.
Формы
психолого-педагогического
сопровождения:
консультирование,
диагностика, коррекционно-развивающая работа, профилактика, просвещение.
15.4. Модуль «Детское самоуправление».
15.4.1. Для реализации цели в летнем оздоровительном учреждении
формируются органы самоуправления.
Постоянно действующие органы самоуправления включают в себя:Совет
лагеря, Экспертный совет, Медиацентр.
Совет лагеря – орган, который обеспечивает жизнедеятельность всего
лагеря. Совет планирует работу на смену, анализирует деятельность лагеря,
координирует и корректирует деятельность всех служб лагеря. В состав совета
входят начальник лагеря, воспитатели-педагоги, лидеры отрядов.Совет лагеря
собирается ежедневно, подводит итоги прожитого дня, принимает решения по
основнымвопросамповседневнойжизнилагеря.Решениясоветаобязательныдля
выполнения всеми участниками смены.
Экспертный совет – орган, который обеспечивает общелагерную систему
стимулирования, координирует взаимодействие отрядов в течение всей смены. В
экспертный совет входят по 1 представителю от каждого отряда иначальник
лагеря. Ежедневно экспертный совет оценивает жизнедеятельность всех
коллективов по определенным критериям, среди которых могут быть следующие:
организованность, креативность, воспитанность, инициативность. Результатом
встречи становится принятие общего решения о продвижении каждого отряда по
системе
стимулирования
(количество
присуждаемых
баллов
по
критериям).Такжечленыэкспертногосоветаоцениваюторганизованныеотрядами
общелагерныемероприятияпозаранееизвестнымкритериям(организованность,умени
е работать с аудиторией, музыкальное и художественное оформление, соответствие
заявленной форме, соответствие тематике дня). Важно помнить, что экспертный
совет – это не судьи. Их задача – вынести на общее обсуждение мнение своего
отряда об успешности и достижениях других отрядов, что в конечном итоге
должно способствовать развитию и совершенствованию каждого детского
коллектива.
Медиацентрлагеря создается с целью освещения основных событий смены,
ведения официальных групп лагеря в социальных сетях. В медиацентр входят по
1–2 члена каждого отряда, имеющим опыт создания медиа-контента. Среди
участников Медиацентра распределяются задачи по созданию статей, роликов,
фотографий в зависимости от плана на день. Работу медиацентра курирует
начальник лагеря.
Квременныморганамсамоуправленияотносятся:советдела,дежурный
отряд.
Совет дела–сводныйотряд,обеспечивающийорганизациюобщелагерных дел
в соответствии с планом-сеткой смены. В совет дела входят по 1–3 члена каждого
отряда, один педагог из каждого отрядаи начальник лагеря. В течение дня для
совета
дела
выделяется
определенное
время,
когда
ребята
собираются
вместе(например,времяработытематическихклубовилиотрядноевремя).Совет
деларешаетзадачисразуна3уровнях:обеспечиваеторганизациюобщелагерного
мероприятия, формирует у участников совета организаторские навыки, позволяет
им в дальнейшем транслировать свой опыт в отряде для повышения качества
отрядных событий.
Сводный дежурный отряд обеспечивает соблюдение основных режимных
моментов дня. Каждый отряд ежедневно направляет в дежурную службу по 1–2
представителя. Для руководства отрядом совет лагеря назначает ответственного
дежурного из числа воспитателей. В задачи дежурного отряда входит контроль
чистоты в жилых помещениях и на территории лагеря, контроль за соблюдением
правилтехникибезопасности,дежурствовстоловой,подготовкаобщественных
пространствкпроведениюмероприятий.Важно,чтобыдлякаждогоорганасамоуправле
ния
обеспечивалась
коллегиальность
принимаемых
решений,
выборность,
добровольность и сменяемость участников.
15.4.2.
На уровне отряда: через деятельность лидеров (командиров),
выбранных по инициативе и предложениям членов отряда, представляющих
интересыотрядавобщихделахорганизацииотдыхадетейиихоздоровления,при
взаимодействии с администрацией учреждения отдыха детей и их оздоровления.
15.4.3. Система поощрения социальной успешности и проявлений активной
жизненной позиции детей направлена на формирование у детей ориентации на
активную жизненную позицию, инициативность, вовлечение их в совместную
деятельность в воспитательных целях.
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрениясоциальной
успешности детей строится на принципах:
публичности, открытости поощрений (информирование всех детей о
награждении, проведение награждений в присутствии значительного числа
детей); соответствия символов и процедур награждения укладу организации
отдыха детей и их оздоровления, качеству воспитывающей среды, символике
организации отдыха детей и их оздоровления; прозрачности правил поощрения
(наличие
положения
о
награждениях,
соблюдение
справедливости
при
выдвижении кандидатур); регулирования частоты награждений (недопущение
избыточности в поощрениях, чрезмерно больших групп поощряемых); сочетания
индивидуального
и
коллективного
поощрения
в
целях
стимулирования
индивидуальной и коллективной активности детей, преодоления межличностных
противоречий между детьми, получившими и не получившими награды;
дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет
продлить стимулирующее действие системы поощрения).
Система поощрения в организации отдыха детей и их оздоровления
включает
в
себя
обеспечивающих
набор
педагогических
стимулирование
средств,
индивидуального
приемов,
развития
методов,
ребенка
и
коллективного роста отряда.
Общелагерная система стимулирования отражает достижения отрядов в
наглядной и визуально привлекательной форме. Способами продвижения по
системе стимулирования являются победы в общелагерных мероприятиях и
высокие оценки экспертного совета.В завершении смены подводятся итоги, и
награждается отряд – лидер смены.
Отрядная система стимулирования готовится и реализуетсявоспитателемпедагогом в соответствии с игровой тематикой всей смены. Такая система
позволяет отмечать достижения и заслуги каждого члена отряда лично. Она
должна соответствовать возрасту, быть привлекательна и интересна детям,
наглядно демонстрировать продвижение от начала к завершению смены.
Символы, которые зарабатывают ребята в отряде, могут выдаваться лично
воспитателем-педагогом, а также по итогам голосования в отряде. Они могутбыть
одинаковыми и символизировать общую активность, включенность в отрядные
дела детей в течение дня. А могут быть посвящены 3–5 номинациям, таким как
лидер,
творец,
помощник,
дипломат,
активист
и
другим.
По
итогам
сменыдети,набравшиенаибольшееколичествосимволов,отмечаютсяпедагогомвоспитателем.
На социальном уровне поощрение представляет собой: вручение наград,
дипломов за участие и победу в конкурсных мероприятиях; объявление
благодарности ребенку родителю (родителям) или законному представителю
(законным представителям) за личные достижения; публичные поощрения
отрядных и индивидуальных достижений.
15.5. Модуль «Инклюзивное пространство».
Инклюзивное образовательное пространство строится как комфортная и
доступная среда для детей с особыми образовательными потребностями и
направлено на социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья
(далее — ОВЗ), инвалидностью и адаптацию их в самостоятельной жизни.
При организации инклюзивного пространства создаются особые условия:
организационноеобеспечение(нормативно-правоваябаза);материальнотехническоеобеспечение,включаяархитектурнуюдоступность;кадровоеобеспечение,
в том числе комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ,
инвалидностью на протяжении всего периода его пребывания в организации
отдыха детей и их оздоровления.
Специальными задачами воспитания детей с особыми образовательными
потребностями являются:
-налаживание
эмоционально-положительного
взаимодействия
с
окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в
организации отдыха детей и их оздоровления;
-формирование доброжелательного отношения к детям и их семьям со
стороны всех участников воспитательного процесса;
-построение
воспитательной
работы
с
учетом
индивидуальных
особенностей и возможностей каждого ребенка.
При организации воспитания детей с ОВЗ, инвалидностью следует
ориентироваться на:
формирование
личности
ребенка
с
особыми
образовательными
потребностями с использованием соответствующих возрасту и физическому и
(или) психическому состоянию методов воспитания;
создание оптимальных условий совместного воспитания детей с особыми
образовательными
потребностями
и
их
сверстников
с
использованием
вспомогательных технических средств коллективного и индивидуального
пользования и педагогических приемов, организацией совместных форм работы
вожатых, воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителейдефектологов;
личностно-ориентированный
подход
в
организации
всех
видов
деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Ключевым условием создания инклюзивного пространства является
равноправное включение в общий воспитательный процесс всех участников
смены (детей с ОВЗ, детей с особыми образовательными потребностями, их
нормативноразвивающихсясверстников,воспитателей,вожатых,педагоговпсихологов).
15.6. Модуль «Профориентация».
Воспитательная деятельность по профориентации включает в себя
профессиональное просвещение, диагностику и консультирование по
проблемам профориентации, организацию профессиональных проб и
осуществляется через:
профориентационные
игры:
симуляции,
сюжетно-ролевые
и
деловые игры, квесты, решение кейсов (ситуаций, в которых необходимо
принять
решение,
занятьопределеннуюпозицию),расширяющиезнаниядетейотипахпрофесс
ий,о способах выбора профессий, о достоинствах и недостатках той или
иной интересной детям профессиональной деятельности.
15.7. Модуль
«Коллективная
социально
значимая
деятельность в Движении Первых».
Предусмотрено включение в Программу воспитательной работы
мероприятий Программы смен «Содружество Орлят России» для детских
лагерей Российской Федерации, Программы профильной смены для
организаций
отдыха
детей
и
их
оздоровления,
направленнойнаразвитиелидерскихикоммуникативныхкачествдетей7–
17лет,«ВремяПервых:СЛЕДУЙЗАМЕЧТОЙ!»
Целью программы является создание условий для личностного
развития
и
самоопределения
жизнедеятельности,
участников,
обеспечивающая
то
есть
сознательное
организация
выявление
и
утверждение собственной позиции, готовность к участию в деятельности
Движения. Задачи программы:
–
сформировать у участников представление о Движении путем
популяризации миссии, ценностей, направлений его деятельности;
– создать условия для осознанного выбора участниками одного
или нескольких направлений деятельности Движения;
– обеспечить
гражданско-
возможности
патриотического
для
воспитания
духовно-нравственного,
участников
на
основе
традиционных российских духовно-нравственных ценностей, истории и
культуры страны;
– обеспечить
возможности
для
включения
участников
в
социально значимую деятельность созидательного характера;
– выстроить систему дальнейшего взаимодействия участников
между
собой,с первичными, местными и региональными отделениями Движения.
16. Вариативные содержательные модули.
16.1. Модуль «Кружки и секции».
Дополнять программу смены в условиях организации отдыха
детей и их оздоровления будет деятельностькружков дополнительного
образования:
«Танцуй ,лето»;
«Быстрее! Выше! Сильнее!»;
«Звонкие голоса».
16.2. Модуль «Проектная деятельность».
Проектная деятельность в условиях организации отдыха детей и их
оздоровления реализуется в форме конкурсов детских проектов по
лагерным темам.
В процессе работы над проектом участники смены самостоятельно
занимаются поиском необходимой информации, выдвигают гипотезы,
анализируют, обобщают проработанные материалы, учатся обосновывать
и доказывать предполагаемые выводы и результаты, повышая тем самым
свой интеллектуальный уровень, расширяя кругозор.
Воспитательный потенциал проектной деятельности заключается в
коллективном
взаимодействии
(коллективно-творческие
дела),
обсуждении решений, развитии и формировании коммуникативных
компетенций, в том числе навыков делового общения, сотрудничества и
продуктивного взаимодействия.
17.При планировании и реализации содержания программы
воспитательной работы летнего лагеря с дневным пребыванием детей
«Солнышко», организованного МКОУ «Солдатско-Степновская СШ»
обеспечивается интеграция смысловой основы и единых воспитательных
линий, включая каждое пространство, в котором ребенок совместно с
коллективом
реализует
и
развивает
свои
способности.
Уровни
реализации содержания включают в себя:
При
планировании
и
реализации
содержания
Программы
используются следующие уровни воспитательной работы:
17.1. Общелагерный
уровень,
который
определяет
установки
содержания
и
демонстрациюценностногоотношенияпокаждомуизсмысловыхблоков:«М
ир»,
«Россия» (включая региональный компонент), «Человек». Каждая
встреча всех участников смены, включая все направления и всех
специалистов,
участниками
представляет
собой
эмоционального
опыта,
совместное
«проживание»
способствующего
принятию
ценностей, определяющих воспитательный компонент.
17.2. Межотрядный уровень, который позволяет расширить спектр
коммуникативногопространствадляребенка.Событияорганизуютсяисходя
из
Возрастных особенностей и предполагают реализацию содержания по
нескольким отрядам.Одной из эффективных и универсальных форм работы
на данном уровне является гостевание отрядов («отряд в гостях у отряда»),
которое предполагает взаимную подготовку и знакомство друг друга с
особенностями своего уклада.
17.3. Групповой уровень, который соотносится с реализацией
содержания в формате объединений детей из разных отрядов в рамках
единого
выбранного
самимидетьминаправления:секции,студииикружки,органысамоуправлени
яна
общелагерном
уровне.
Особенность
работы
заключается
в
разновозрастном формате совместной деятельности.
17.4. Отрядный
воспитывающим
уровень,
который
пространством,
является
создающим
ключевым
уникальную
среду
совместного проживания и совместного творчества детей и взрослых.
Реализация
воспитательного
потенциала
отрядной
работы
предусматривает:
- планированиеипроведениеотряднойдеятельности;
- поддержку активной позиции каждого ребенка, предоставления
им
возможности
обсуждения
и
принятия
решений,
создание
благоприятной среды для общения; доверительное общение и поддержку
детей в решении проблем, конфликтных ситуаций;
- организацию интересных и полезных для личностного развития
ребенка совместных мероприятий, позволяющих вовлекать в них детей с
разными потребностями, давать им возможности для самореализации,
устанавливать и укреплять доверительные отношения, стать для них
наставником, задающим образцы поведения; вовлечение каждого
ребенка в отрядные дела иобщелагерные мероприятия в разных ролях:
сценаристов,
постановщиков,
исполнителей,
корреспондентов
и
редакторов, ведущих, декораторов и других;
- формирование
коллектив)
через
и
игры,
сплочение
элементы
отряда
(временного
тренингов
на
детского
сплочение
и
командообразование, огонек знакомства, визитные карточки отрядов;
- предъявление единых требований по выполнению режима и
распорядка дня, по самообслуживанию, дисциплине и поведению,
санитарно-гигиенических требований;
- принятие совместно с детьми законов и правил отряда, которым
они будут следовать в организации отдыха детей и их оздоровления, а
также символов, названия, девиза, эмблемы, песни, которые подчеркнут
принадлежность к конкретному коллективу;
- диагностику интересов, склонностей, ценностных ориентаций,
выявление лидеров, референтных групп, непопулярных детей через
наблюдение, игры, анкеты;
- аналитическую работу с детьми: анализ дня, анализ ситуации,
мероприятия, анализ смены, результатов;
- поддержку детских инициатив и детского самоуправления через
деятельность лидеров, выбранных по инициативе и предложениям
членов отряда представляющих интересы отряда в общих делах
организации отдыха детей и их оздоровления, при взаимодействии с
администрацией организации отдыха детейи их оздоровления. При
формировании структуры отрядного самоуправления применяется метод
чередования творческих поручений;
- проведение сбора отряда: хозяйственный сбор, организационный
сбор, утренний информационный сбор отряда и другие;
- проведение огоньков (особое межличностное внутригрупповое
камерное
общение,
доброжелательностью,
отличающееся
эмпатичностью
и
откровенностью,
поддержкой):
огонек
знакомства, огонек организационного периода, огонек- анализ дня,
огонек прощания, тематический огонек, коллективное обсуждение
отрядом и педагогами прожитого дня, анализ проведенных акций и
складывающихся в отряде взаимоотношений;
-
организация коллективно-творческих дел (КТД). КТД как
особый тип формы воспитательной работы, как социальная деятельность
детской
группы
направленанасозданиеновогопродукта(творческогопродукта),улучшающе
го
окружающуюдействительность(основуданнойметодикисоставляетколлекти
вная творческая деятельность, предполагающая участие каждого члена
коллектива во всех этапах организации деятельности от планирования до
анализа).
18.Система
индивидуальной
работы
с
ребенком,
а
также
психолого- педагогического сопровождения детей и подростков в
условиях организации отдыха детей и их оздоровления направлена на
создание
комфортных
условийдля
развития
коммуникативной
компетенции у воспитанников.
III. Организационный раздел
19.Особенности воспитательной работы влагере с дневным
пребыванием детей «Солнышко», организованном
МКОУ «Солдатско-
_Степновская СШ» обусловлены прежде всего ресурсным потенциалом,
продолжительностью пребывания ребенка в организации отдыха детей и
их оздоровления в течение дня, его занятостью, в том числе обязательной
образовательной, а также средой, в которой реализуется Программа.
20.Лагерь
с
дневным
пребыванием
детей
«Солнышко»
организуется общеобразовательным учреждением МКОУ «Солдатско_Степновская СШ».Для учреждения с дневным пребыванием детей
характерны формы работы, не требующие длительной подготовки,
репетиций с участниками. Предпочтение отдается игровым, конкурсным
формам, использующим экспромт в качестве одного из методов. В связи
с тем, что основную часть педагогического коллектива лагеря с дневным
пребыванием
детей
составляют
педагогические
работники
общеобразовательной организации, в календарном плане воспитательной
работы преобладают привычные для образовательной организации
форматы.
26.
Уклад лагеря с дневным пребыванием задает расписание
деятельности учреждения и аккумулирует ключевые характеристики,
определяющие
особенности
воспитательного
процесса.
Уклад
учреждения включает ценности, принципы, нравственную культуру
взаимоотношений, традиции воспитания, в основе которых лежат
российские
базовые
ценности,
определяетусловияисредствавоспитания,отражающиесамобытностьучре
ждения. На формирование уклада влияют региональные особенности:
исторические,
этнокультурные,
социально-
экономические,
художественно-культурные, а также тип поселения.
27. Уклад
лагеря
непосредственно
связан
с
такими
характеристиками, как
Открытость организации как социальной среды;
многопрофильность
и
вариативность
(разнообразие
видов
деятельности, подвижность межличностных контактов, интенсивность
отношений);
предопределенностьзаконов
и
традиций.
28.Элементами
уклада
являются:
Быт организации отдыха детей и их оздоровления является
элементом уклада повседневной жизни детей,сотрудников организациив
течение смены и формирует архитектурно-планировочные особенности
организации отдыха детей и их оздоровления (близость к природной
среде, благоустроенность, техническая оснащенность, инфраструктура
помещений для бытовых, досуговых, образовательных, спортивных и
других занятий).
Режим,
соблюдение
которого
связано
с
обеспечением
безопасности, охраной здоровья ребенка, представлен в таблице.
08.30-09.00
Сбордетей,зарядка
09.00-09.10
Утренняялинейка
Выполнение традиционного комплекса
физических упражнений, танцевальная
разминка
Перекличкаотрядов, информацияопредстоящих
событиях дня, поднятие государственного флага
РФ с исполнением Гимна РФ, разучивание
песен.
09.15-10.00
Завтрак
10.00-12.00–
Работа по программе лагеря,
по плану отрядов,
общественно-полезныйтруд,
Работа кружков и секций
12.00-13.00
Оздоровительные процедуры
13.00-14.00
Обед
14.00-14.30–
Свободное время
Начинается с творческой презентации и меню,
которая включаетинформацию о пользе
продуктов.
Рекомендуется разделить работу на два занятия
по 45минут с перерывоммеждунимивполчаса,
илина45 минут и60 минут с перерывом между
Ними в15минут.Обязательночередование
Спокойного иактивного видов деятельности.
Рекомендуются
подвижные
игры
и
прогулки на свежем воздухе, принятие
солнечных ванн.
Знакомство
отрядов
с
меню,
представленнымнаобед.
В это время дети могут поиграть в спокойные
настольныеигры,почитатькниги,порисовать.
Кроме того, педагог может использовать это
время для подведения с детьми итогов дня,
проведения анализа.
14.30
Уход домой
-
Корпоративная лагеря является элементом уклада и состоит из:
миссии организации отдыха детей и их оздоровления, сформированных
ценностей, правил и норм поведения, трудового этикета и стиля
взаимоотношений с детьми и их родителем (родителями) или законным
представителем
(законными
представителями),
внешнего
вида
сотрудников и детей.
Замысел смены состоит в том, чтобы, сохраняя и развивая облик
воспитательной системы лагеря, придать жизнедеятельности детей в этой
смене игровой (сюжетно-ролевой) смысл, что предоставит детям
возможность проявить инициативу, активность, оперировать близкими
им понятиями и ориентирами.
Втечениесменыкаждомуотрядупредлагаетсянаполнятьсвой
«чемоданчик»
необходимыми
вещами.
Такой
игровой
замысел
объясняется
идеей
накоплениябагажазнаний,опыта,полезныхпривычеквтечениевсейпрограм
мы. Каждый этап реализации смены предполагает своиспособы
оформления отрядного чемодана.
В первый день смены на общелагерном мероприятии участникам
презентуется игровая модель смены и соответствующая ей общелагерная
система стимулирования.
После этого каждый отряд получает ватман с изображенным
чемоданом и в течение отрядного времени может обсудить, как он
должен выглядеть, и разукрасить его. В обращениях к участникам можно
периодически
надежности
прибегать
команды:
к
сравнению
«как
каждая
надежности
стенка,
чемодана
элемент
и
чемодана
поддерживает общий груз багажа, так и мы в нашем отряде должны
поддерживать
друг
друга,
чтобы
легче
справляться
со
всеми
трудностями».
Во второй день смены проходят организационные сборы отрядов,
на которых выбирают командира (лидера) отряда, его название,
определяют цели и перспективы развития коллектива. А значит, это
должно быть отражено на отрядном чемодане в виде бирки с названием и
наклеек, символизирующих качества, ориентиры отряда. Таким образом,
отряды приобретают свой уникальный имидж. В рамках игрового
замысла наклейки и бирки объясняются особенностью каждого
чемодана, историей его путешествий, желанием хозяина сделать его
заметным и узнаваемым.
В течение основного периода смены каждый день участники
знакомятся с новыми направлениями Движения и могут получить символ
тематического дня, который «складывают» в чемодан. Символы бывают
трех видов – маленький, средний и крупный. Они распределяются в
зависимости от достижений отряда в течение дня (сумма баллов за
призовые места и оценка экспертного совета). Количество выдаваемых
ежедневно маленьких, средних и крупных «предметов» может быть
определено педагогическим отрядом самостоятельно.
В
завершающий
период
смены
в
контексте
игрового
замыслабудут подведены итоги на трех уровнях: личном, отрядном и
общелагерном. На общелагерном уровне в рамках итогового сбора будет
выбран отряд-лидерпо количеству собранных крупных, средних и
маленьких «предметов». На уровне отряда в рамках прощального
огонька детский коллектив сможет проанализировать, какие события
давались
им
легче,
в
каких
они
были
успешнее,
чтовызывалотрудности,чтоподарилосамыеяркиевпечатления,строясвои
воспоминанияпоразмерамсобранныхпредметов.Наличномуровнекаждыйуч
астник смены в рамках итогового сбора заполнит свой «билет на самолет»,
выстраивая
свой
ближайший
маршрут
развития.
Ребенок
сможет
вспомнить,какое из направлений Движения заинтересовало его больше
всего, и выписать себе билет на ближайшие проекты, события, конкурсы,
связанные с выбранным направлением. Использование такой наглядной
системы поощрения, во-первых, обеспечит соревновательность отрядов,
стимулируя их к активной деятельности. Во-вторых, позволит каждому
отряду оценивать свои текущие достижения и корректировать работу. Втретьих, позволит детям легче запоминать события прожитых дней и
усваивать их содержание, ассоциируя с конкретным символом. Вчетвертых, в доступной и наглядной форме продемонстрирует участникам
механизм самосовершенствования, развития личности через накопление
багажа знаний и опыта
Символическое пространство организации отдыха детей и их
оздоровления включает в себя традиции, правила, легенды, кричалки,
песенно-музыкальную культуру, ритуалы.
Каждый
элемент
символического
пространствалагеря
имеетусловный (символический) смысл и эмоциональную окраску, тесно
связанную по своейсути и смыслу с целями, задачами, базовыми
ценностями и принципами жизнедеятельности лагеря, и государственной
политикой в области воспитания, используемые в практической
деятельности.
Песенно-музыкальная
культураоснована
на
отечественном
наследии, лучших образцах песенного и музыкального творчества,
дополняется музыкальными произведениями из копилкиорганизации
«Движение первых».
Легенды являются уникальным инструментом осознания ребенком
в процессе обсуждения с коллективом нравственных категорий,
ценностей, являющимися основой воспитательной работы в организации
отдыха детей и их оздоровления.
Замысел (легенда)смены
«Содружество Орлят России»
МКОУ
«Солдатско-_Степновская СШ » состоит в том,чтобы,сохраняя и
развивая
облик
воспитательной
системы
лагеря,придать
жизнедеятельностидетейвэтойсменеигровой(сюжетно-ролевой)смысл,
что предоставит детям возможность проявить инициативу, активность,
оперировать близкими им понятиями и ориентирами. В течение смены
каждому
отрядупредлагаетсянаполнятьсвой«чемоданчик»необходимымивещами.Т
акой игровой замысел объясняется идеей накопления багажа знаний,
опыта, полезных привычек в течение всей программы. В рамках
прощального огонька детский коллектив сможет проанализировать,
какие события давались им легче, в каких они были успешнее, что
вызывало трудности, что подарило самые яркие впечатления. На личном
уровне каждый участник смены в рамках итоговогосбора заполнит свой
«билет на самолет», выстраивая свой ближайший маршрут развития.
Ребенок
сможет
вспомнить,
какое
из
направлений
Движения
заинтересовало его больше всего, и выписать себе билет на ближайшие
проекты, события, конкурсы, связанные с выбранным направлением.
К символическому пространству относятся информационные
стенды
для
детей
воспитывающей
и
сотрудников,
среды.
отрядные
уголки,
Традиционные
дизайн
мероприятия
смены«Содружество Орлят России»:
-утренняялинейка;
- тематическиеогоньки;
-часыбезопасности(здоровья);
- рефлексия,оформлениеБагажазнаний,
- награждениявконцесменылидеровотрядов.
Ежедневные отрядные ритуалы позволят детям не только лучше
адаптироваться
и
быстрее
привыкнуть
к
условиям
лагеря,
нопомогутсплотить отряд, дать детям почувствовать себя членом
единого коллектива.
Воздоровительном учреждениибудутиспользоваться ритуалы:
-торжественные и памятные линейки (открытие 01 июля и
закрытие смены 24июля);
-ритуалыпочестигероям:возложениецветовкпамятникувоинам,
погибшим в годы ВОв;
- музыканаутреннейлинейке(гимнДвиженияПервых, Орлят России),
- особоеприветствиеотрядовсутра,
-речевкаидевизприпередвижениинамероприятие.
29.
РеализацияПрограммылагеря с
«Солнышко», организованного
СШ»включает в себя:
дневным пребыванием детей
МКОУ«Солдатско-_Степновская
29.1. 1 этап (1–2 дни смены) – организационное оформление
первичных коллективов (определение целей, задач смены, работа на
сплочение от рядов, определение перспектив деятельности).
Отрядные дела на данном этапе являются основным средством
формирования коллектива, его сплочения: КТД, в том числе малые
формы, игры, огоньки знакомств, организационные сборы отряда и
другие.
Общелагерные дела. В начале смены массовые дела отвечают
целям
и
задачам
организационного
периода
и
работают
на
формированиепервичных коллективов (отрядов), обеспечивают участие
детей в той деятельности, которая им предлагается (включение в
деятельность на когнитивном и эмоциональном уровне): общие сборы
лагеря, день визиток, ритуалы, маршрутно- диагностическая игра,
линейка открытия смены, классные встречи.
В роли организатора выступает педагогический отряд, задавая
образец, эталон для отрядов.
29.2.
2 этап (3–8 дни смены) – личностно ориентированное
информационное обеспечение и включение в деятельность (организация
мастер- классов, учебно-развивающих занятий, тематических клубов,
проведение обучающих общелагерных дел с целью формирования
знаний,
умений,
навыков
по
организации
конкретных
видов
деятельности).
На 2 этапе вводится система советов дела, в которые входят 1–3
представителя от каждого отряда для подготовки и проведения
общелагерного мероприятия согласно плану-сетке. Каждый совет дела
представляет свой проект мероприятия, в случае утверждения несет
полную ответственность за него перед лагерем и получает необходимые
полномочия для его организации. На данном этапе отряд является
организатором своего собственного выступления на общелагерном
мероприятии.
Для
этого
отряды
разбиваются
на
микрогруппы,
создаетсясистемачередованияпоручений,вожатыйорганизуетвсвоемотряд
едеятельность с учетом опыта детей. Для обеспечения качественной
подготовки выступления работают мастер-классы.
29.3. 3 этап (9–17 дни смены) – вариативное программирование
(выбор отрядами видов деятельности, конкретных общелагерных
событий и их реализация).
Отрядная
работа
строится
путем
выбора
и
подготовки
мероприятия, организатором которого становится детский коллектив.
Члены отрядазанимаются планированием работы, созданием сценария,
подготовкой и проведением мероприятия для всего лагеря, анализом
полученных
результатов.
Вожатый
организует
в
своем
отряде
деятельность по реализации программы. Образовательная программа
включает
в
себя
деятельность
тематических
клубов,
учебно-
развивающих занятий, на которых ребята могут получить недостающие
им знания, умения и навыки для организации раз личных видов
деятельности, в том числе для реализации программы отряда.
Педагогический коллектив на данном этапе является консультантом
отрядов.
29.4. 4 этап (18 день смены) – заключительный (подведение итогов
смены, выход на последействие).
Подведениеитоговсменыосуществляетсянаобщемитоговомсборе.
29.5 5 этап – этап последействия (предполагает работу с
участниками программы после завершения смены).
29.6.Анализ
пребыванием
воспитательной
детей
работы
«Солнышко»,
лагеря
с
организованного
дневным
МКОУ
«Солдатско-_Степновская СШ » осуществляется в соответствии с
целевыми ориентирами результатов воспитания, личностными
результатами воспитанников.
Основным методом анализа воспитательной работы в организации
отдыха детей и их оздоровления является самоанализ с целью
выявления основных проблем и последующего их решения
Анализ проводится совместно спедагогическим составом, с
заместителем директора по воспитательной работес последующим
обсуждением результатов
напедагогическомсовете.
Основное внимание сосредотачивается на вопросах, связанных с
качеством:
- реализациипрограммывоспитательнойработывлагеревцелом;
-работы конкретных структурных звеньев организации отдыха
детей и их оздоровления (отрядов, органов самоуправления, кружков и
секций);
- деятельностипедагогическогоколлектива;
-работы с родителем (родителями) или законным представителем
(законными представителями);
-работы с партнерами.
Итогом самоанализа является перечень достижений, а также
выявленных
проблем,
над
решением
которых
предстоит
работатьпедагогическому коллективу.
Итогом
результативности
воспитательной
работы
(самоанализа)является аналитическая справка, являющаяся основанием
для корректировки программы воспитания на следующий год.
30. Партнерское
взаимодействие
с
общественными
и
молодежными организациями в условиях организации отдыха детей и их
оздоровления
включающей
способствует
в
себя
успешной
совместную
реализации
деятельность
с
Программы,
различными
образовательными организациями, организациями культуры, спорта,
общественными и молодежными объединениями, иными юридическими
лицами, разделяющими в своей деятельности цель и задачи воспитания,
ценности и традиции уклада организации.
Привлечение
воспитательного
потенциала
партнерского
взаимодействия предусматривает:
-участиепредставителейорганизацийпартнероввпроведенииотдельных
мероприятий
в
рамках
данной
Программы и календарного плана воспитательной работы (выставки,
встречи,
тематические
дни,
государственные,
тематические праздники, торжественные мероприятия);
региональные,
-проведение на базе организаций-партнеров отдельных занятий,
тематических событий, отдельных мероприятий и акций;
-
социальные
проекты,
совместно
разрабатываемые
и
реализуемые детьми, педагогами с организациями-партнерами
Партнерское взаимодействие создает многоуровневую систему
поддержки учреждения и способствует более эффективной реализации
Программы воспитательной работы, развитию социальных навыков у
детей.
31. Реализация воспитательного потенциала взаимодействия с
родительским
сообществом
-
родителями
(законными
представителями) детей предусматриваетследующие форматы:
информирование
родителя
(родителей)
или
законного
представителя (законных представителей) до началаработы лагеря об
особенностях
воспитательной
работы,
внутреннего
распорядка
и
режимас помощью информации на сайте организации, в социальных
сетях и мессенджерах;
- размещение информационных стендов в местах, отведенных
дляобщениядетейиродителя(родителей)илизаконногопредставителя(зако
нныхпредставителей),с информацией, полезной для родителей или
законных представителей федерального, регионального и общелагерного
уровня.
32. Кадровое
обеспечение
реализации
Программы
предусматривает механизм кадрового обеспечениялагеря с
дневным
пребыванием детей, организованного МКОУ « Солдатско-Степновская
СШ», направленный на достижение высоких стандартов качества и
эффективности в области воспитательной работы с детьми.
Начальник лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко»,
организованного МКОУ «Солдатско-Степновская СШ» назначается и
освобождается от должности директором образовательного учреждения в
порядке,
предусмотренном
Положением
о
лагере
с
дневным
пребыванием детей «Солнышко», организованном МКОУ «СолдатскоСтепновская СШ», Уставом ОУ.
Начальник лагеря непосредственно подчиняется директору ОУ
и заместителю директора по воспитательной работе.
Начальник лагеря создает систему воспитательной работы с
детьми в соответствии с Положением, Уставом ОУ и настоящей
должностнойинструкцией.
Квалификационныетребования:
- педагогическоеобразование;стажработынеменее3хлет. Должен знать:
Педагогику,
педагогическую
психологию,
достижения
современной психолого-педагогической науки и практики, основы
социологии,
физиологии,
гигиены
школьника,
трудовое
законодательство, правила и нормы охраны труда, законодательные
акты, нормативные документы по вопросам воспитания и социальной
защиты обучающихся.
Функциональныеобязанности:
- осуществляет контроль и анализ воспитательной деятельности
лагеря;
- анализируетиконтролируетработувоспитателейлагеря;
- планирует и организует воспитательную деятельность
коллектива лагеря;
- координируетдеятельностьвоспитателейидругихработниковлагеря;
- оказывает помощь воспитателям, музыкальным работникам,
руководителям физической культуры в составлении и координации
планов воспитательной работы;
- совместно с педагогическими работниками лагеря готовит и
проводит педагогические советы;
- проводит инструктаж о персональной ответственности
педагогических работников за жизнь, здоровье и безопасность
детей;
- продумываетосновныевопросысодержанияиорганизацииработыла
геря;
- обеспечиваетдолжноесанитарноесостояниепомещений,используе
мых для лагеря;
- осуществляетхозяйственнуюифинансовуюдеятельностьлагеря;
- организуетиконтролируетпитаниевоспитанниковлагеря;
- готовитотчетпослеокончаниясмены.
- консультирует все категории педработников, непосредственно
подчиняющихся начальнику лагеря, по организации и проведению
воспитательных мероприятий;
- составляет совместно с воспитателями план работы лагеря на
смену и подводит итоги работы;
- составляетграфикработыпедработниковлагеря;
- составляет
и
подбирает
методические
разработки
воспитательных мероприятий, сценариев праздников и т. п.
- поддерживает связь и привлекает к совместной деятельности с
лагерем различные учреждения и организации;
- осуществляетпостояннуюсвязьсотделомобразованияповопросам
организации воспитательной деятельности;
- привлекает родителей для участия в совместной деятельности по
улучшению процесса воспитания и отдыха детей в лагере.
Воспитатель лагеря назначается и освобождается от должности
директором ОУ из числа учителей в порядке, предусмотренном
Положением, Уставом ОУ.
Воспитатель
непосредственно
подчиняется
начальнику
лагеря.Воспитатель участвует в создании системы воспитательной
работы.
Квалификационные требования: педагогическое образование, стаж
работы не менеегода.
Должензнать:
Педагогику,
психологию,
достижения
современной
психолого- педагогической науки и практики, основы социологии,
физиологии, гигиены школьника,трудовое законодательство, правила и
нормы охраны труда, законодательные акты, нормативные документы по
вопросам воспитания и социальной защиты обучающихся.
Функциональныеобязанности:
- осуществляетсамоанализсвоейдеятельностисвоегоотряда;
- осуществляетсамоанализсвоейвоспитательнойдеятельности.
- планируетиорганизуетвоспитательнуюдеятельностьсвоегоотряда;
- изучаетособенностиразвитиякаждогоребенка,егоэмоциональное
самочувствие;
- изучаетсклонности,интересы,сферударованийребенка,подбирая
каждому определенный вид деятельности;
способствует созданию благоприятной атмосферы и
морально-психологического климата для каждого
воспитанника в отряде;
развивает отрядное самоуправление, приучая к
самоорганизации, ответственности, готовности и умению
принимать жизненные решения;
помогает воспитанникам решать проблемы в
отношениях
с воспитателями, товарищам;
помогает каждому ребенку адаптироваться в
коллективе,
занять удовлетворяющий его социальный
статус среди других воспитанников.
- составляет план воспитательной работы на смену и подводит
итоги своей работы;
составляет и подбирает методические разработки
воспитательных мероприятий, сценариев, праздников и т. п.
Несет ответственность:
-закачествовоспитательнойиоздоровительнойдеятельности.
- занарушениеправисвобод.
В качестве мотивации и поддержки педагогических работников
используются: благодарственные письма, грамоты за добросовестную
работу, предоставление отгулов при осуществлении работы в выходные,
праздничные дни.
Методическоеобеспечениедеятельностивожатскопедагогическогосостава осуществляетсячерез официальный сайт «Будь
вдвижении» Движение Первых. https://будьвдвижении.рф
33. Методическое
предназначено
для
обеспечение
специалистов,
реализации
ответственных
Программы
за
реализацию
содержания программы смены.
Методическое сопровождение Программы летнего лагеря с дневным
пребыванием детей «Солнышко»
«Содружество Орлят России», организованного МКОУ «СолдатскоСтепновская
СШ»
осуществляется
следующим
образом.
НаосновеФедеральнойпрограммывоспитательнойработысоздаетсяПрогра
ммавоспитательнойработы лагеря,послечегоформируется календарный
план
(план-сетка)
с
учетом
регионального
компонента
и
соответствующих срокам проведения смены памятных дат, отражая тип
организации, длительность и тематику смены, игровую модель,
интегрируя инвариантные и вариативные модули.
Специалистами, ответственными за реализацию содержания
Программы
(начальником
лагеря,
воспитателями,инструктором
по
физической
культуре),создаетсяметодическийкомплекс,включающийтиповыесценари
иключевыхсобытий, памяткииинструкции, дидактические
материалы,
диагностическиематериалы.Методическое
обеспечениеключевыхсобытий
содержитсявметодическомпособии:
Программапрофильнойсменыдля
организаций
отдыхадетейиихоздоровления,направленная наразвитие
лидерских
и
коммуникативных качеств детей 7–13 лет, методическое пособие / авт.сост.
А.А.Корсакова,А.Г.Самохвалова;
«Содружество
ФедерацииП
Орлят
78
России»
(сборник)
/
Программы
для
детских
А.В.
Джеус,
смен
лагерей
Л.В.
Российской
Спирина,
Л.Р.
Сайфутдинова, О.В. Шевердина, Н.А. Волкова, А.Ю. Китаева, А.А.
Сокольских, О.Ю. Телешева – Ставрополь: Сервисшкола, 2022 – 172 с.
Материально-техническоеобеспечениереализацииПрограммы:
- флагшток (в том числе переносной), Государственный флаг
Российской Федерации, флаг субъекта Российской Федерации, флаг
района;
-
музыкальное
оборудование
и
необходимые
для
качественного музыкального оформления фонограммы, записи
(при наличии);
- оборудованные локации для общелагерных и отрядных
событий, отрядные места, отрядные уголки (стенды);
- спортивныеплощадкииспортивныйинвентарь;
-
канцелярские
принадлежности
в
необходимом
количестве
для качественного оформления программных
событий;
- комплект сувенирной продукции с логотипом Движения
Первых и символикой тематической программы: форма педагогического
отряда, футболки участников, панамы участников, блокноты, ручки,
бейджи;
– комплект оборудования для оформления мероприятий с
символикой Движения Первых и тематической программы:банеры,
растяжки, виндеры;
- набор оборудования для обеспечения реализации конкретных
мероприятий план-сетки: костюмы, реквизит, декорации;
- специальное
оборудование,
которое
необходимо
обеспечения инклюзивного пространства (не требуется).
для